-
Заслуженный тренер России по велоспорту Александр Кузнецов: «Мы на передовой борьбы с допингом»
30.06.10 17:09
Наверное, сложно в нашем велосипедном спорте найти более авторитетного и уважаемого человека, чем Александр Анатольевич. Его комментарии всегда профессиональны, а оценки порой очень жестки. Но не потому, что мэтр на кого-то обижен, просто дело, которому он посвятил свою жизнь, сейчас находится в упадке. И смысла скрывать это нет.
Мы выбираем, нас выбирают
— Недавно прошли выборы президента Федерации велоспорта России. Новым главой стал Игорь Викторович Макаров. Знакомы ли вы с ним?
— Я с ним знаком лично на протяжении долгого времени. Еще с тех пор, когда он был гонщиком, мастером спорта международного класса (Макаров входил в состав сборной СССР по велоспорту. — «Спорт»). Затем Игорь стал успешным бизнесменом, но мы все равно продолжали поддерживать контакт. В его программе прописано строительство огромного количества треков и трасс по всей России к 2020 году. Если удастся ее выполнить хотя бы на 30%, то это будет здорово. Велоспорт культивируют многие регионы, но достичь успехов по финансовым и организационным причинам пока не удается. И мы слишком часто пытаемся перенимать западный опыт, забывая о том, что советский спорт был на передовых позициях в мире. Но мы это все забросили.— Одним из кандидатов на должность президента ФВСР был Вячеслав Екимов. Наметилась такая тенденция: федерации начинают возглавлять бывшие прославленные спортсмены. Может быть, лучший отечественный велосипедист ХХ века должен был пополнить эти ряды?
— Здесь судить сложно. Его кандидатуру выставила наша петербургская федерация. Но на сегодняшний день это было просто предложение: сам Слава пока не готов полностью окунуться в эту работу. Выдвигая его на этот пост, мы преследовали две цели. Во-первых, мы хотели напомнить, что в нашем городе есть такой прекрасный специалист, который может пригодиться на всех уровнях. Дело в том, что сейчас у нашего велоспорта очень тяжелое положение в плане представительства в международных кругах и организациях. Тут Вячеслав мог бы быть очень полезен. Его все хорошо знают, он владеет английским, испанским и французским языками. Во-вторых, не всегда, когда человек баллотируется на какой-либо пост, он ставит цель победить. В нашем случае как раз основной целью было формирование единой команды из всех тех людей, которые хотели бы возглавить федерацию.— Когда чиновник покидает свое кресло, принято давать оценку проделанной им работы. Что вы можете сказать о деятельности ушедшего с поста президента ФВСР Олега Сиенко?
— К сожалению, Олегу просто не дали возможности спокойно поработать. Изначально его выдвинула на этот пост компания «Итера». Новый глава ФВСР Макаров является и ее главой, а сама компания на протяжении уже многих лет сотрудничает с федерацией. Но в один момент возникли серьезные разногласия. Заключались они в том, что Олег Сиенко не поддержал стратегию «Итеры», в соответствии с которой главное внимание должно было быть уделено профессиональной команде. А у нас множество нерешенных проблем, в частности, подготовка к Олимпийским играм. И на этой почве появились серьезные трения. К тому же вышло указание президента страны, гласящее, что госчиновники не должны возглавлять спортивные федерации. Президиум не хотел принимать его заявление об отставке, потому что он только что полностью вошел в курс дел. Тем не менее Олег настоял на своем.Перспективы на Альбион — в тумане
— В интервью для Eurosport уже упоминавшийся Вячеслав Екимов заявил, что в Лондоне у нас есть некоторые шансы в шоссейных гонках, а на треке их гораздо меньше. Результаты последних чемпионатов мира подтверждают эти опасения. Всего в этой олимпийской дисциплине будет разыграно 18 комплектов наград. Неужели в таком медалеемком виде программы у россиян столь невысокие шансы?
— Я надеюсь, что-нибудь мы там завоюем. Важно понимать, что велосипедный спорт — это один из наиболее развитых и массовых видов. Более того, профессиональному велоспорту более ста лет. При этом у нас в стране он заброшен. Увы, в этом он не одинок. Почти все циклические дисциплины имеют большие проблемы. В связи с этим трудно ожидать серьезных успехов в Лондоне, и не только в велосипеде.
А со Славой я не совсем согласен. На шоссе разыгрывается всего четыре комплекта медалей. У женщин наши шансы крайне малы. В мужских гонках наши надежды связаны с двумя-тремя ребятами. И то пока для них ситуация выглядит не лучшим образом. А если уж гадать на кофейной гуще, то, возможно, что-то удастся зацепить на треке. Там все-таки будет разыграно десять комплектов. Плюс не надо забывать о бронзовом призере Пекина в маунтинбайке Ирине Калентьевой. Без медалей мы не должны остаться. Печально, что главный конкурент России в общекомандном зачете, Великобритания, может очень сильно выступить именно за счет велогонщиков. Они планируют взять здесь пять золотых медалей, но реально могут и вдвое больше. Британцы приняли большую государственную программу по развитию велоспорта, работающую около 15 лет.— Гонщик топ-уровня у нас сейчас один — Денис Меньшов. Он может привезти награду Олимпиады-2012?
— На Олимпиадах профессионалы составляют главную надежду каждой страны. Денис — специалист горных этапов в многодневках. А в классических однодневных соревнованиях, которые входят в программу Олимпиад, несколько иной расклад.«Катюша» любит заморских ребят
— После «Джиро д’Италия» наша профессиональная команда «Катюша» возглавила мировой рейтинг. На ваш взгляд, в правильном ли направлении развивается команда? Может быть, необходимо пригласить пару-тройку суперзвезд и двигаться по пути «Астаны»?
— На самом деле стратегии вышеупомянутых команд примерно одинаковы. Просто «Катюша» не смогла закупить таких гонщиков, как Альберто Контадор или Лэнс Армстронг. Не осилили. Если говорить о самом правильном пути, то здесь опять должен упомянуть Англию. Сначала они инвестировали в массовый спорт, достигли успехов и лишь потом создали у себя профессиональную команду экстра-класса (SKY PROFESSIONAL CYCLING TEAM. — «Спорт»). Возвращаясь к нам, стоит сказать, что команда есть, а подпитки молодежью нет. Более того, российские гонщики играют в «Катюше» второстепенную роль. Не так давно из коллектива были отчислены Алексей Марков и Александр Серов. Эти ребята должны были стать первыми номерами сборной в Лондоне. На их места взяты значительно уступающие им в классе молдаванин и бельгиец. Вообще в «Катюше» превалируют итальянские специалисты и директора. Есть там, конечно, Дмитрий Конышев, но ему отведена не главная роль. В целом я считаю, что там сложилась атмосфера, в которой российским гонщикам дышится не очень хорошо.— Что послужило поводом к отчислению Маркова и Серова?
— Там шла речь о нарушении спортивного режима. В то же время продолжается судебный процесс в Швейцарии, так как этим ребятам не заплатили по контрактам. Я думаю, что они его выиграют, настолько смешны обвинения в их адрес. Повторюсь, в «Катюше» наблюдается неравноправное отношение к нашим и иностранным спортсменам. За одни и те же поступки иностранцу не будет ничего, а нашему — строгий выговор. Мне известен такой случай. У «Катюши» два официальных костюма: светлый и темный. «Злостный нарушитель режима» Марков приехал в светлом, хотя надо было в темном. Ему за это делают выговор. Тут же мимо проходит итальянец Филиппо Поццато в джинсах. А ему — ничего. Поэтому вызывает тревогу, сможет ли эта команда обеспечить отечественным велогонщикам хорошую подготовку к Лондону и помочь развитию вида спорта в целом.— То есть основная задача «Катюши» — готовить россиян к Олимпиадам?
— Основная задача, которая ставилась когда-то, — это завоевание высоких мест в веломногодневках. Хотя декларируется, что основной целью должно быть развитие отечественного велосипедного движения. Но заявленные и проводимые действия расходятся.О веломногодневках и не только
— Победитель прошлогоднего «Джиро» Денис Меньшов не стал защищать свой титул в этом году. Мотивировал это тем, что сосредоточится на подготовке к «Туру». Он правильно сделал?
— В прошлом году он был лучшим в Италии, а потом во Франции у него не пошло. На самом деле на свете не так много гонщиков, которые могут одинаково успешно проехать все супермногодневки. Поэтому на этот вопрос ответит уже «Тур де Франс–2010».— Каждый год проводится гонка «Пять колец Москвы». Между прочим, четвертая старейшая велогонка в мире. Может быть, на ее основе надо сделать отечественный «Тур де Франс», пускай и не столь же престижный?
— Конечно нужно! Ахиллесова пята нашего велоспорта — это отсутствие нормального календаря соревнований. А если нет календаря, то нет спортсмена, нет тренера. Стартов у нас очень мало, они проводятся на низком уровне, поэтому хорошо, что есть хоть такие «Пять колец». Это одна из последних многодневных гонок в России. Помимо нее есть еще соревнования на Кавказе глубокой осенью. И очень не хватает средств, особенно в регионах.— А разве Министерство спорта не помогает?
— Я, когда познакомился с его бюджетом, удивился, насколько он мал. Бюджет на все виды спорта в России сопоставим с бюджетом одного футбольного клуба. Понятно, что на эти деньги содержать все виды почти невозможно. Но я верю, что только Министерство спорта и комитеты на местах способны что-то сделать.— Открытие велотрека на Крестовском острове в Санкт-Петербурге, состоявшееся в ноябре 2008 года, уже принесло первые дивиденды?
— Это колоссальный сдвиг в трековом велосипедном спорте. Во-первых, это сооружение является единственным, отвечающим самым высоким мировым стандартам. Велотрек в Крылатском был и остается прекрасным, но протяженность дорожки там составляет 333 метра. А для подготовки к большим стартам лучше подходит двухсотпятидесятиметровая, как на Крестовском. Сейчас на нем катается много малышей — наших будущих надежд. И юниоры также получили хорошие условия для своего развития. Но англичане шли к своему пекинскому успеху около 15 лет. Примерно столько придется подождать и нам.— С 10 по 15 сентября в городе на Неве, на том самом Крестовском острове, пройдет чемпионат Европы на треке. Чего нам ждать от первенства Старого Света?
— Будут разыграны 35 комплектов наград (среди взрослых и юниоров. — «Спорт»). Участники съедутся почти из всех стран Европы. Всего их ожидается более 500, включая спортсменов экстра-класса. И наши, я думаю, тоже не затеряются, часть медалей должна остаться в России. На мой взгляд, вход на трибуны должен быть свободным. Это должно обеспечить хорошую зрительскую аудиторию. Так что приглашаю всех прийти и поддержать российских велогонщиков. Но вопрос о билетах пока окончательно не решен.— Велоспорт — один из самых скандальных видов спорта в плане допинга. Но если в других видах наших ловят часто, то велосипедисты являются приятным исключением. Почему так происходит?
— Я считаю эту проблему чрезмерно преувеличенной. Не думаю, что этот недуг присущ велоспорту больше, чем каким-либо другим видам. Просто здесь более жесткий контроль, введены биологические карты всех участников. И велоспорт находится на передовой борьбы с допингом.Небольшое лирическое отступление
— Ваш сын Николай пошел по вашим стопам, был призером Олимпиады в Атланте. А почему Светлана выбрала иной путь?
— В Петербурге выстроена система подготовки спортсменов от детского возраста до полноценного мастера. Но система только мужского велоспорта. Поэтому Свете пришлось выбирать иную стезю.
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»