-
Заслуженный тренер России Александр Зимин: Против Поветкина идет запланированная война
22.12.16 00:49
Вячеслав Яковлев, Орзубек Назаров, Юрий Арбачаков, Вячеслав Яновский, Александр Поветкин, Николай Валуев, Александр Бахтин, Денис Шафиков — это далеко не полный список знаменитых боксеров, которых уверенно вел к золотым медалям и чемпионским поясам заслуженный тренер России Александр Зимин. Однако легендарный 68-летний наставник никогда не почивает на лаврах и уже сегодня открывает новых звезд ринга.
Почему идет атака на Александра Поветкина? Как вернули золотой пояс Николаю Валуеву? Когда за престижный титул поборется Ростислав Плечко? На эти и другие острые вопросы корреспондента «Спорта День за Днем» ответил сам Зимин.
Американцы очень боятся Русского Витязя
— Александр Васильевич, вот я готовился-готовился к нашему интервью, подбирал вопросы, выстраивал темы, а грандиозный скандал в Екатеринбурге разом спутал все карты. Ничего не поделаешь, придется нам начать разговор про срыв титульного боя Александра Поветкина против Бермейна Стиверна. На ваш взгляд, что там произошло?
— Очень некрасивая история. Я на сто процентов уверен, что никакого допинга в организме у Поветкина вообще нет. Ну зачем, скажите, Саше принимать запрещенные препараты? Абсурд. Его же проверяют чуть ли не каждый месяц. И потом у него очень профессиональная команда: врач, тренер, менеджер. Они прекрасные специалисты, разбираются, что можно спортсмену, а что — нет.— Почему тогда президент WBC Маурисио Сулейман не дал санкцию на бой за титул?
— Понимаете, идет спланированная атака на Поветкина. Западные промоутеры хотят выбить его из рейтинга. Все эти заокеанские супертяжеловесы боятся потерять свои чемпионские пояса. Смотрите, Уайлдер, Стиверн, они же все «стоячие» боксеры. Принимают на себя все удары. В корпус, в голову. А Поветкин, наоборот, активный, подвижный. Зачем им такой сильный конкурент? Саша ведь с ними легко разберется.— А как вы познакомились с Поветкиным?
— Да мне приходилось работать с Сашей. Хорошее было время. Я тогда жил в Японии, и мне вдруг позвонил менеджер Володя Хрюнов. Очень попросил помочь, так как американский тренер не приехал на сбор в Германию. И где-то за три недели до боя я примчался в Берлин.Это, конечно, нельзя считать полноценной подготовкой с моей стороны. Но я взялся, чтобы подвести его к этому матчу. Александр мне сразу понравился как боец. Чистый профессионал! У него много поклонников. На шоу Русского Витязя приезжают со всех уголков нашей страны, из-за рубежа прилетают фанаты. Стадионы и залы всегда забиты. Аншлаг. Саша очень популярен! Повторюсь, он родился бойцом. Олимпийский чемпион.
— А по жизни?
— И как человек очень порядочный. Не слышал ни одной плохой истории, которая могла бы очернить его. На редкость приятный парень. С ним комфортно работать, интересно беседовать. Всегда понимает роль тренера, значение наставника. И конечно, Поветкин свои позиции знает, реально оценивает свое достоинство и силу. В общем, у меня остались только очень хорошие и приятные воспоминания.Поражение от Кличко — это личная трагедия
— Про бой с Владимиром Кличко не будем вспоминать?
— Почему? Просто это единственное грустное воспоминание от работы с Поветкиным. Очень сожалею, что бой с Кличко закончился таким образом. Я не буду оправдываться, но заключительный этап подготовки фактически был сорван. Сашу готовили уже американцы, а у них оказался совершенно неграмотный план. Все мои усилия были сведены на нет. А лично я в тот момент уже ничего не мог поделать. Личная драма.— Почему же так случилось?
— Они подписали контракт, который гласил, что на заключительном сборе уже не будет российских специалистов. Мне сказали: «Господин Зимин, вы остаетесь старшим тренером, ответственным, но заключительную подготовку будут вести американцы». Почему так? Не знаю. Какое-то темное дело. И потом я ужаснулся, как они безграмотно работали. Забил тревогу, мол, так нельзя, но куда там.Спарринг-партнеры подбирались маленькие, толстые, корявые. Совсем не похожие на атлета Володю Кличко. Было всего шесть спаррингов по четыре раунда. Ну что это? Все неграмотно. Можно сказать, что этот тренер даже не среднего уровня, а ниже среднего.
— Вы имеете в виду Стейси Маккинли?
— Да я и фамилии его не помню. Хотя он в рейтинге стоял когда-то высоко. Но многие настоящие американские тренеры говорили мне, что он просто любитель похвастаться. Выскочка, в общем, а не специалист. А наши тренеры сразу видели, что Поветкин идет не туда. Но, к сожалению, ничего не смогли поделать.— Теперь с Поветкиным работает Иван Кирпа.
— Это хорошо, ведь они с Сашей почти ровесники. Я после того поражения сразу уехал. У нас были такие переживания сильные. Конечно, это трагедия. Но Александр — боец, пережил все трудности. И сейчас продолжает выступать успешно. Я желаю Поветкину только добра, побед и всего хорошего. Это настоящий боец. Мы с ним созваниваемся периодически. Не часто, но случается. Он меня никогда не забывает. И иногда даже приезжает в гости, если есть возможность, даже помогает.Валуев боялся, что не выдержит такой нагрузки
— А как вы стали работать с Николаем Валуевым?
— И снова все началось с Японии. Был обычный день — и вдруг звонок из России. А тут надо пояснить, что перед этим я два раза приглашал Колю в Страну восходящего солнца. У него было тяжелое материальное положение, и я организовал ему там два боя, чтобы Валуев заработал.Мы с Олегом Шалаевым ему секундировали. Шалаев был его первым тренером. Олег — это мой ученик, который получил звание мастера спорта, сам отличный боксер. И серьезно относился к Коле как тренер и менеджер.
Вот так началось наше знакомство. А после этого мне внезапно позвонили в Японию и пригласили в Россию, чтобы уже серьезно поработать с Николаем.
— Что вы ответили?
— Поначалу я предложил Валуеву совместить наши тренировки. Первую часть он готовится у меня в Японии, а основной этап сборов пройдет в Германии. Ударили по рукам, и Коля прилетел ко мне на острова.В Японии он прошел хорошую закалку, сгонял там по двенадцать килограммов. Приобретал отличную форму. И мы с этой базой приезжали в Германию, где уже готовились к основному бою. Вот так у нас складывалась работа.
А когда я в Токио закончил тренировать Сашу Бахтина, то окончательно переехал в Петербург к Николаю.
— Вы тогда полностью перестроили режим дня Русского Гиганта?
— Точно! Ничего не хочу говорить плохого про коллег, но массу ошибок допустила предыдущая команда Валуева. Я все переделал! И режим дня, и рацион питания, и режим тренировок. Все пришлось менять.И Коля это считал правильным, так как ему такой режим подходил. Поэтому Валуев слушался на сто процентов, отличался хорошей работоспособностью.
Если по любителям в трех-четырех раундах уже задыхаются, то Коля начал работать все двенадцать раундов. Причем начали с трех раундов и каждый месяц прибавляли по раунду. За пять месяцев мы с ним дошли до 12. Скорость работы шла на высоком пульсе, и он быстро восстанавливался. Мы прошли все этапы подготовки на выносливость.
Коля всегда боялся, что не выдержит и десять раундов, не продышится. Тяжело ему приходилось.
Опять же со мной без наколенников вышел, мы вылечили ему и колени. Заменили бег ходьбой на песке, на пляже. Приближались уже к беговой работе, но не перегружая коленный сустав.
Бой против Дэвида Хэя оказался чистой подставой
— Однако Валуев проиграл титульный поединок с Дэвидом Хэем...
— Там была подстава, нам потом об этом рассказали организаторы. Дети промоутера Вильфрида Зауэрланда продали бой в Англию, так как один сын там жил и работал. Вот Хэй просто и отбегал бой. Потом пришло много телеграмм из Америки и Европы. На пресс-конференции журналисты возмущались: «За что дали победу британцу? Он все раунды включал велосипед! За весь бой один его удар попал, да и то в заключительном раунде. Когда Коля уже сорвался, чтобы его бить, вот и нарвался на ответ. Да и синяки-то были не у Коли, а у Хэя. Все лицо было разбито».— Зато вместе с вами Николай побил самого Холифилда.
— Эвандер Холифилд — легенда! Но мы нашли ключ, чтобы нейтрализовать его сильные стороны. Сам Холифилд на пресс-конференции признал, что не мог справиться с правой рукой Валуева. Не знал, что она такая быстрая. Для него это было неожиданностью.Холифилд настраивался на медленного соперника, а тут такой сюрприз. Вечером уже на праздничном банкете Эвандер сказал: «Я был настроен на удар. Но мои выстрелы пролетали мимо. Рядом, в одном сантиметре. Коля очень быстрый был. И его передняя рука просто фантастическая».
Холифилд эти моменты боя точно изобразил на сцене банкетного зала для гостей вечеринки. Все ему аплодировали.
— Вы могли бы спрогнозировать, как бы завершился бой Валуева с кем-то из братьев Кличко?
— Вы видели последний бой Владимира с этим высоченным англичанином Тайсоном Фьюри? Он не отличается талантом и высоким качеством подготовки, но выиграл. То есть Кличко всегда хорошо работали с боксерами маленького роста. Высоких бойцов они опасались, а Колю боялись. Почему и бой все время откладывали. Не по Валуева же вине.То им деньги не те, то еще что-нибудь. В течение года тянули, откладывали, так бой и не состоялся. Потому что у них была неуверенность.
Кличко никогда не рисковали. У них была возможность выбирать. Зачем им Валуев, когда они могли взять какого-нибудь другого бойца, который им удобней.
Я даже Коле тогда сказал: «Соглашайся на любые деньги, чтобы только бой состоялся». Хотя по контракту мы должны были даже больше получать, но дело не в этом. И Валуев был согласен. А они ушли.
— Что же случилось потом?
— Приехал какой-то промоутер, начал Коле предлагать бой в Америке, с каким-то кубинцем. Я вижу, что расклад идет не в нашу сторону. Тогда мы пришли к выводу, что немцы уже не очень хотят продолжать работать с Валуевым. Потому что старший Зауэрланд все время жил в Южной Африке, а его сыновья начали искать новых звезд.Я это понял, когда даже на разминку перед боем с Хэем никто из промоутеров к нам не зашел. То есть уже было ясно, что все идет в английскую сторону. И самое интересное, что во время боя к нам подошел секретарь и сказал, что мы выигрываем, но судьи с первого раунда давали очки Хэю. Бой зарядили! Поэтому Дэвид так себя и вел, постоянно убегал, одним местом все канаты обтер.
Молекула Ада грозился убить Плечко
— Сегодня есть новые таланты?
— Я сейчас работаю с молодыми. Выделю Влада Белодеда. Ему восемнадцать, а он уже в этом году стал чемпионом Универсиады. Два раза выиграл чемпионат города в весе 52 кг, выполнил норматив мастера спорта. А еще стал третьим по России. Также я провожу занятия со студентами всех курсов НГУ имени Лесгафта. Но в основном я придерживаюсь индивидуальной работы. Это мой стиль.
— У вас сейчас тренируется восходящая звезда ринга Ростислав Плечко.
— За этот год Ростислав дебютировал на профессиональном ринге. Провел девять боев. Все прошли удачно. Девять боев — девять нокаутов. Считаю, что все бои, кроме первого, он выиграл в первом раунде.Сейчас мы взяли перерыв, потому что прошла очень интенсивная работа. Нам нужно было спешить — провести эти девять боев за короткий промежуток времени.
В связи с этим Ростислав взял восстановительный отпуск. Ходит в бассейн, плавает, небольшие кроссы бегает, пока просто для поддержания формы. После этого отдыха мы начинаем готовиться уже к следующему году.
Первый бой, который состоится после длительного восстановления, будет в феврале. Планируется провести в Петербурге для Плечко поединок за титул чемпиона Европы по версии IBF.
— Недавно Ростислав уже стал чемпионом России, добыв этот титул в схватке с Евгением Орловым по прозвищу Молекула Ада.
— Я сказал Росту, что с Молекулой ничего не надо придумывать, а надо выполнять то, над чем мы работали в подготовке. Делать те комбинации, которые мы тренировали.Иногда у Плечко проявлялась нервозность, но в целом он сделал в бою то, что от него требовалось. Никаких лишних движений, никаких раскачиваний.
Он вышел и с первых секунд начал вести бой в своей манере. Атакующий стиль, повторные комбинации, добивать до конца. Это искусство — уметь добить. Мы часто видим, что даже боксеры высокого класса пробьют, а потом уже не могут повторить эту комбинацию, забывают.
А мы работаем над тем, чтобы пробил — и развивай атаку в этом же ключе, в этом же стиле. Добивайся успеха у краткосрочной победы. Яркой победы. Это у него сейчас получалось. И даже с этим супертяжеловесом, с которым он дрался.
— На кого похож Плечко?
— Мне Ростислав по своим физическим качествам чем-то напоминает Колю Валуева: высокий, здоровый, плотный. Но не так владеет передней рукой, тем, что мы с Николаем отрабатывали.Валуев жалил джебом как пчела, разбивал всех, не давал к себе подойти. Когда медленно боксировал, то пропускал много ударов, а начал левым джебом работать, все у него встало на свои места.
Вот Ростислав работал с таким же тяжелым, неприятным, неудобным в техническом плане оппонентом. Орлов вышел злой, агрессивный на бой. Но тем не менее Ростислав не дрогнул, выполнил все свои задания и завершил бой традиционно для себя. Первый нокдаун — отсчет, через несколько секунд — и все, потребовалось две минуты на весь бой.
— Вы ему посоветовали еще на пресс-конференции начать психологическое давление?
— Да. Говорю: веди себя достойно. Ты — сильный. Ты на самом деле классный боец. И это надо показать. Никаких там приседаний перед ним, уклонов, реверансов. Вышел драться! И это должно быть у тебя в глазах написано. Чтобы Молекула знал, что ты выйдешь его битьИ вот это у Плечко сработало! Тактически он правильно повел себя. Не перегибал палку, а держал себя в форме. Я тоже не люблю лишнее хвастовство. Это не нужно. Делай то, что ты всегда делаешь. Уверенно. Смело. Достойно. Ты — настоящий тяжеловес. Потому что с такой машиной он чувствовал себя маленьким. Я ему говорю: «Ты — тяжеловес! Несмотря на то что у тебя девяносто кг, у него сто тридцать. И тем не менее ты должен бить так, чтобы твои удары срабатывали на досрочный результат».
— Александр Васильевич, у вас столько было учеников. Кто самый успешный? Самый лучший бой могли бы назвать?
— Я бы по-другому сказал. Повтор нескольких боев хороших закрепляет успех. Один бой ничего не решает. А вот когда идет цепочка побед, как это случилось и у Юрия Арбачакова, и у Орзубека Назарова, да вообще у всех моих ребят.Когда ты чувствуешь, что у твоего ученика все идет, ты понимаешь, что правильно работаешь. И ты сам видишь, если ты что-то неправильно сделал, что-то не ладится. Тогда ты не нашел его сильных сторон, не нашел подход. Бывает не со всеми получается. Но те ребята, с кем я работал, были довольны. И в сборной Советского Союза, и на профессиональном ринге!
Беседовал Константин Осипов
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»