• «Зенит» — «Амкар»: зачем Манчини поставил Оздоева налево?

    Тактический и статистический разбор матча 21-го тура РФПЛ «Зенит» — «Амкар»

    05.03.18 00:14

    «Зенит» — «Амкар»: зачем Манчини поставил Оздоева налево? - фото

    Фото: «Спорт День за Днем» (Игорь Озерский)

    Ничья 0:0 — неудачный результат для «Зенита» в домашнем матче с «Амкаром». Даже несмотря на то что пермская команда в этом сезоне РФПЛ занимает шестое место по проценту набранных очков на чужих полях (39,4%), уступая лишь «Локомотиву», «Краснодару», ЦСКА, «Спартаку» и самому «Зениту». Теперь попробуем разобраться с холодной головой, как играла команда Роберто Манчини, что на самом деле у зенитовцев получалось и не получалось. При этом любой тактический анализ по большому счету имеет смысл только до 67‑й минуты игры, на которой был удален за второе предупреждение полузащитник Александр Ерохин. Игра вдесятером — это песня с другими словами. Кстати, желтая карточка Ерохину кажется высосанной из пальца. Он, безусловно, нарушил правила, стремясь исправить собственную ошибку: попал при отборе мяча сопернику куда-то в район колена и случайно наступил ему на ногу. Но обычно наказание за такие фолы — штрафной удар без «горчичника». Судья из Балашихи Владимир Сельдяков в этом эпизоде перегнул палку.

    Семь защитников от Евсеева

    Формально «Зенит» расставился по системе 4-4-2, а у «Амкара» была тактическая схема 5-4-1. Однако карта усредненных позиций игроков открывает нам некоторые любопытные детали. К примеру, пермяки, по сути, оборонялись не в пять, а в семь защитников. Центральные полузащитники Саид Эззатоллахи и Михаил Гащенков опускались настолько глубоко, что играли на одной линии с правым крайним Александром Мильковичем и левым крайним Петаром Заневым. Впереди «Амкар» зависел в первую очередь от индивидуального мастера Аарона Оланаре. Арендованного у ЦСКА центрфорварда поддерживали инсайды — Александр Рязанцев (арендованный в свою очередь у «Зенита» и не получивший запрета на участие в матче) и Браун Форбс. Причем Форбс в целом располагался ниже Рязанцева, а связка Оланаре — Рязанцев — чуть-чуть смещена вправо. Очевидно, у этой медали две стороны. Либо и. о. главного тренера гостей Вадим Евсеев сделал акцент на том, чтобы мешать развивать атаки двум лучшим с точки зрения созидания защитникам «Зенита» (Эммануэлю Маммане и Доменико Кришито), либо видит данную зону в обороне сине-бело-голубых уязвимой для контрвыпадов.

    Тренеры «Амкара» вряд ли довольны Оланаре. Нигериец совершил шесть потерь мяча, а его единственный момент, который центрфорвард получил из-за промаха Мамманы, не завершился голом из-за великолепной игры своевременно вылетевшего из ворот Андрея Лунева.

     

    Как бы то ни было, Маммана в матче с «Амкаром» уступил по количеству передач Браниславу Ивановичу (63 против 65), а Кришито — Смольникову (51 против 62). Да и на карте средних позиций игроков «Зенита» мы видим, что аргентинец с итальянцем находятся ниже, чем серб и россиянин. Что касается эффективности защитников как созидателей, то Кришито выполнил в игре с «Амкаром» семь кроссов (один точный) и сделал две длинные передачи (обе неточные), а у Смольникова — три кросса (все неточные), но три из пяти точных длинных передач. Пасы итальянского капитана дважды завершались ударами по воротам, а правый защитник имеет в графе «ключевые передачи» ноль. У Ивановича прошли пять из десяти длинных передач, у Мамманы — шесть из семи. Между прочим, аргентинец вообще почти не ошибался при владении мячом: точность его пасов составила 98,4%.

    Неудачный дебют

    Перед тем как разобрать действия полузащитников и нападающих «Зенита», взглянем на общую статистику соперников. Петербуржцы ожидаемо превзошли пермяков по всем основным показателям. Владение мячом: 71,9% на 28,1%. Удары по воротам (в створ): 17 (3) — 4 (1). Количество передач: 547 (87% точных) — 216 (73%). Да и согласно такому популярному ныне показателю, как xG (ожидаемые голы), команда Манчини должна была взять три очка: 1,04 против 0,1 «стопроцентных» моментов. Но футбол тем сложен и за то любим нами, что более классная и набивающая лучшие цифры команда не всегда побеждает.

    Сюрприз от Манчини — ставка на Магомеда Оздоева, как на левого полузащитника. Сам новичок сине-бело-голубых признался по окончании матча, что никогда прежде не выступал на этой позиции. Трудно поверить, что главный тренер «Зенита» не знал об игровых особенностях Оздоева. Во‑первых, Манчини разбирал «Рубин» перед встречей первого круга в Казани, кроме того, российские помощники наверняка подробно рассказали итальянцу о плюсах и минусах Оздоева еще до того, как с ним подписали контракт. Какую цель преследовал Манчини, превращая опорного полузащитника в игрока группы атаки, понять сложно.

    Естественно, дебют Магомеда получился неудачным. Оздоеву недостает нужных атакующих навыков, а иногда казалось, что он просто не понимает, как открываться при взаимодействии с Кришито и другими полузащитниками. Когда по логике ситуации требовался рывок по флангу или в центр, он действовал иначе. Отметим, что Далер Кузяев справа, как видно по схеме, был в целом ближе к воротам «Амкара».

    Статистика подтверждает мнение, которое сложилось при просмотре игры с трибуны: Оздоев совершил всего 22 точных передачи при 75% точности. У остальных полузащитников «Зенита» она на уровне 86—89%. В активе Кузяева четыре успешных обыгрыша из пяти, тогда как Оздоев даже не сделал ни одной попытки обострить за счет индивидуальных ходов. Леандро Паредес пробил четыре раза, Кузяев — три, Александр Ерохин — два, а Оздоев — один (мимо).

    Ноль ударов в створ от Кокорина

    Пару нападающих у «Зенита» в этот раз составили Александр Кокорин и Себастьян Дриусси. Видимо, Антона Заболотного тренер хотел приберечь для «Лейпцига», особенно учитывая энергозатратную манеру игры центрфорварда. Заболотный все-таки вынужден был выйти на замену, но пока так и не забил свой первый гол за сине-бело-голубых, хотя оказался близок к нему на последних секундах.

    Картинка показывает, что Кокорин с Дриусси чаще всего оказывались по ходу встречи в одинаковой точке, то есть исполняли в общем-то одну роль. Однако эффективность у аргентинца была все-таки повыше. Дриусси за час с небольшим нанес три удара (два — в створ), а у Кокорина — столько же за полный матч (ноль — в створ). Аргентинец совершил за свой отрезок 20 передач с точностью 90%, россиянин — 28 передач за 95 минут с точностью 82%. Себастьян четыре раза шел в обыгрыш (один успешный), Александр — три (один). Наконец, Дриусси вступил в 10 единоборств, выиграв три из них, а Кокорин стал победителем в двух из восьми случаев борьбы за мяч. В целом по сезону у Кокорина статистика единоборств лучше — 5,4 выигранных при 49%.

    Кстати, с точки зрения количества и процента выигрыша единоборств свою обычную норму перевыполнили по статистике Маммана, Кришито, Кузяев и Паредес.

    Ко всему стоит добавить, что Эмилиано Ригони за 40 минут на поле успел совершить семь кроссов. Больше всех наряду с Кришито. Так «Зенит» упростил игру вдесятером. Тем не менее и у аргентинского полузащитника прошла лишь одна попытка.

    В материале использованы данные Whoscored.com, Sofascore.com и Opta.

    Премьер-лига. 21-й тур

    «Зенит» (Санкт-Петербург) — «Амкар» (Пермь) — 0:0

    «Зенит»: Лунев — Смольников, Иванович, Маммана, Кришито (к) — Кузяев, Ерохин, Паредес, Оздоев (Ригони, 53; Мевля, 90+8) — Кокорин, Дриусси (Заболотный, 65)

    «Амкар»: Нигматуллин — Милькович, Зайцев, Белоруков, Сиваков, Занев (к) — Рязанцев (Идову, 65), Эззатолахи, Гащенков, Форбс (Огуде, 75) — Оланаре (Бодул, 77)

    • Предупреждения: Ерохин, 7; Заболотный, 71; Кришито, 78; Паредес, 90+3 / Зайцев, 22; Гащенков, 26; Эззатолахи, 83; Милькович, 90+5; Нигматуллин, 90+7
    • Удаления: Ерохин, 67; Кришито, 90+4 / Зайцев, 90+5 (все — вторые предупреждения)
    • Судья: Владимир Сельдяков (Балашиха)

    3 марта. Санкт-Петербург. «Санкт-Петербург». 41 543 зрителя


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»