• «Зенит» повернул назад в 1980-е

    Ленинградское дело

    04.06.13

    «Зенит» повернул назад в 1980-е - фото

    Фото: Евгений Васильев / ФК «Зенит»

    (Фото: ФК «Зенит»)

    «Как вы яхту назовете, так она и поплывет», — говорил капитан Врунгель из всенародно любимого мультика. Правда, это нисколько не помешало его «Беде» обогнать всех на кругосветной регате...

    Среди футбольных клубов таких комичных названий уже не встретишь. Разве что «Крылья Советов» выбиваются из общего ряда. Советов уже давно нет, а крылья все порхают. Но в Самаре никто о переименовании даже не заикается. Все-таки это устоявшийся бренд. В Питере тоже скорее Нева повернет вспять, чем «Зенит» нарекут на новый манер. Побыл недолго «Сталинцем» — и хватит. Эмблем у клуба с берегов Невы было побольше — семь за 88 лет. Новый вариант, восьмой по счету, скорее всего, по­явится уже этим летом. Пока его нашивают на футболки, «Спорт День за Днем» вспомнил, как менялся логотип «Зенита».

    Кораблик вместо силуэта Петропавловки

    Сразу же раскроем все карты. Новая эмблема никоим образом не шокирует болельщиков «Зенита». На ней не появится ни львов, ни прочей живности. Главный принцип логотипа — лаконичность, а значит, с глаз долой все лишнее. Под раздачу попали белая кайма, слова «футбольный клуб» и «Санкт-Петербург» и даже кораблик Адмиралтейства. Что останется? Легендарная стрелка с надписью «Зенит» и мяч под ней. И все так чинно, благородно, как раньше, когда Ленинград намыл первое союзное золото. На той эмблеме, правда, мяча не было. Только стрелка, известная всей стране.

    Доживающая свои последние дни эмблема «Зенита» появилась лишь в 1998 году. У «Сталинца» ее не могло быть по определению. Не поставишь ведь улыбающегося Иосифа Виссарионовича рядом с футбольным мячом?! «Зенит» тоже не напрягался по этому поводу. Позаимствовал стрелку у одноименного ДСО «Зенит», созданного еще в 1938 году, и на этом успокоился. Лед тронулся только в конце восьмидесятых, когда «Зенит» стал хозрасчетным клубом. Новые руководители начали с самого важного… сразу решили изменить логотип команды. Причем совершенно открыто.

    В газете «Вечерний Ленинград» был объявлен конкурс на лучшую эмблему «Зенита», но новых Шишкиных или Репиных из читателей не получилось. Работы присылали столь низкого качества, что эмблему «Зенита» поручили профессионалам — художникам-дизайнерам конструкторского бюро технического дизайна ленинградского завода ЛОМО. Полюбившуюся болельщикам стрелку авторы решили сохранить — как дань традиции.

    Сверху появился кораблик — символ города на Неве. Интересно, что вместо трехпарусного судна на эмблеме мог красоваться силуэт Петропавловской крепости. Но художники решили, что пририсовать его сверху очень сложно, и остановили свой выбор все-таки на кораблике.

     

    Беременная стрелка

    Принадлежность «Зенита» к футболу было решено подчеркнуть через мяч. Авторы специально не стали рисовать его целиком, чтобы изображение «не давило». Нашлось место и для надписей: по кругу эмблемы появились слова — «ФУТБОЛЬНЫЙ», «КЛУБ» вверху и «ЛЕНИНГРАД» внизу. Что было весьма логично. После возвращения исторического имени в 1992 году «ЛЕНИНГРАД» уступил место «САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ». В 1998 году логотип «Зенита» раскрасили в традиционные цвета города на Неве — синий и белый. Другими словами, при Виталии Мутко появилась та самая кайма. После чего быстро зарегистрировали логотип как товарный знак «Зенита».

    «Наша эмблема получилась стильной и современной. Она абсолютно правильно выдержана геометрически, на ней все видно — принадлежность клуба к городу, футболу. Годы ее абсолютно не портят, и ни у кого и мысли не возникает что-то в ней менять», — несколько лет назад рассказывал Сергей Скоркин, начальник команды «Зенит» в 1989 году.

    Как видите, сейчас такие мысли возникли. Острословы-болельщики уже грустно шутят, что новая эмблема «Зенита» будет похожа на беременную стрелку. «Уж лучше бы оставили кораблик, чем мячик, от которого уже отказались большинство европейских клубов!» — негодуют на гостевых поклонники питерского клуба. «Зато клуб сможет заработать!» — возражают их виртуальные оппоненты. Метод ведь не сейчас придуман и не нами. Владельцы клубов НБА и НХЛ периодически меняют какую-нибудь закорючку на эмблеме и тут же выкидывают на рынок новый товар с новым логотипом. «Зенит» может пойти тем же путем и сделать кассу на своей бешеной популярности в Петербурге. Разве это плохо? Только вот полмяча рядом со стрелкой все же лишние. Как бы не засмеяли.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»