• Жил он долго и…

    13.05.08 16:04

    На этапе в Стамбуле произошло историческое для «Формулы-1» событие. Пилот «Хонды» Рубенс Баррикелло принял участие в своем 258-м Гран-при. Таким образом, 35-летний бразилец опередил итальянца Рикардо Патрезе и станет главным долгожителем «Королевских гонок».

    Популярность автоспорта в Бразилии — тема отдельная. Удивительно, что страна, не обладающая развитой автомобильной промышленностью, оказалась одной из законодательниц мод в «Формуле-1». Причины такой привязанности к автогонкам в Бразилии (третье место по зрительскому интересу после футбола и волейбола) не установлены до сих пор. Но факт остается фактом: сильных гонщиков там не меньше, чем легендарных донов Педро. Начало формульной карьеры Баррикелло очень напоминало дебют его великого земляка из Сан-Паулу Айртона Сенны. Любители автоспорта выучили труднопроизносимую фамилию Рубенса еще в далеком 1993-м (кстати, по совпадению этот сезон стал последним для Патрезе). На Гран-при Европы в английском Донингтоне под проливным дождем молодой Рубиньо на скромном «Джордане» уверенно держался в группе лидеров. И хотя финишировать Баррикелло тогда не удалось (возникли проблемы с давлением топлива), юного бразильца нарекли наследником славы Человека Дождя Сенны. Через год Рубиньо ждало потрясение. Черный уик-энд 1994-го в Имоле навсегда останется в его памяти. Во время пятничной квалификации на скорости 225 км/ч болид Рубенса взмыл в воздух, протаранив защитный барьер из шин. «Джордан» перевернулся несколько раз после приземления и остановился вверх колесами. В результате аварии гонщик сломал нос и повредил ребра. В субботней квалификации погиб австриец Роланд Ратценбергер, а на следующий день в гонке — Айртон Сенна. Смерть кумира стала для Баррикелло ударом куда более сильным, чем собственные травмы. В те дни скорбила вся Бразилия, а на плечи Рубенса легла двойная ответственность. Миллионы соотечественников, лишившись героя, хотели видеть в Баррикелло нового Рейнингмэна. Для того, чтобы оправдать надежды фанатов, Рубиньо не хватало самой малости — быстрой машины. Так и не дождавшись от Эдди Джордана достойного болида, в 1997-м бразилец перебрался из ирландской «конюшни» в шотландскую. Легенда автоспорта семидесятых годов прошлого столетия Джеки Стюарт наспех сколотил свою команду, обещая нелегкую жизнь фаворитам. Но в 1997-м машина часто ломалась, и только на коварных узких улочках Монако под аккомпанемент помощника-дождя Рубенс приехал вторым, уступив лишь Михаэлю Шумахеру.

     

    Через три года триумфаторы Монте-Карло объединились. В «Феррари» понадобилась замена Эдди Ирвайну, и, как говорят, сам Красный Барон выбрал Баррикелло в качестве нового напарника. Так сбылась мечта Рубиньо о суперболиде. И поначалу все было прекрасно: в 2000-м бразилец регулярно добирался до подиума, а на немецкой трассе, под любимым дождем, даже одержал первую в карьере победу. Впрочем, хотя Баррикелло практически не уступал Шуми в скорости, новичку регулярно напоминали, кто в Скудерии главный. Основное внимание в команде уделялось чемпиону Шумахеру, а Рубенс примерял на себя роли второго плана. Познакомили латиноамериканца и с так называемой командной тактикой. Случаи, когда боссы итальянской «конюшни» по радио настоятельно просили Баррикелло пропустить немца вперед, — отнюдь не редкость. Самый памятный пример — Гран-при Австрии 2001 года. По приказу руководителей «Феррари» бразилец отдал победу Шумахеру перед самым финишем. Многих болельщиков возмутило такое отношение к пилоту, а ряд букмекеров, наплевав на выгоду, выплатили выигрыши поставившим как на Шумахера, так и на Баррикелло. Мог ли бразилец не подчиниться? Скорее всего, нет, ведь в его контракте был соответствующий пункт.

    «Не понимаю, как Рубенс мог подписать подобное соглашение человека "второго сорта"», — удивлялся Ирвайн, ранее сам выполнявший схожие обязанности.

    Баррикелло терпел и надеялся, что у него появится шанс, когда уйдет Шумахер. Но немец не уходил, а, напротив, штамповал чемпионские титулы. Рубиньо выступал достойно, одержав за шесть лет в «Феррари» 9 побед, но все равно оставался тем самым человеком второго сорта. Похожим образом сложилась судьба его коллеги-ветерана Патрезе, также считавшегося вечно вторым. Правда, в отличие от итальянца Рубенс не смирился со своим статусом и в 2006-м перебрался в «Хонду». Увы, японцам пока так и не удалось составить конкуренцию лидерам. Но тряхнуть стариной Рубиньо, особенно если пойдет дождь, безусловно может. Как надолго он еще задержится в Ф1? Пару недель назад бразилец со смехом заверил всех, что намерен провести аж три сотни Гран-при. А в каждой шутке…


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»