• Золотое поколение: не реализовавшие потенциал или калиф на час?

    Редакционный ринг

    05.02.11 00:59

    Золотое поколение: не реализовавшие потенциал или калиф на час? - фото

    Фото: Вячеслав Евдокимов / «Зенит»

    Победа «Зенита» в 1984 году до сих пор не просто в памяти болельщиков, это и сегодня событие, о котором говорят и спорят. Одна из таких дискуссий развернулась в редакции «Спорта»: достиг ли «Зенит» в тот год своего потолка или потенциал команды был выше?

    Мнение Дмитрия Догановского

    Истина стара: в спорте побеждает не просто сильнейший, а тот, кто оказался сильнейшим в данный конкретный момент. И примеров того, как неожиданно оглушительно выстреливали, а затем вновь стремительно уходили в тень безвестные спортсмены, несть числа. Нечто подобное произошло и с ленинградским «Зенитом» в 1984 году.

    Конечно, футбольная высшая лига — это некий эталон, гарантия качества. В командах высшего дивизиона нет плохих игроков, на этом уровне играют уже только хорошие и очень хорошие. Команды, в которых преобладают «очень хорошие», с той или иной степенью регулярности достигают высоких результатов. Те же, в которых «очень хороших» мало или вовсе нет, вынуждены довольствоваться куда более скромной участью, лишь иногда, при счастливом стечении обстоятельств и невероятном напряжении всех своих сил добиваясь разовых успехов. Да и то далеко не у всех это получается.

    «Зенит» 1980-х вовсе не был сборищем звезд советского футбола. Играли в его составе в подавляющем большинстве своем те самые «хорошие» футболисты — крепкие, добротные мастера, но не более того. Игроков такого уровня в любой команде союзной высшей лиги хватало. Но «Зенит» образца 1984 года оказался силен командным духом, тем самым настоящим спортивным духом, который и позволил ему добиться для многих, и в первую очередь для самих игроков, неожиданного успеха. Не будем выяснять, откуда он, этот дух, взялся — задачи у нас сегодня несколько иные. Отметим лишь, что как только этот самый дух после достижения вершины ослаб — повалилась и команда, потому что других весомых козырей у нее и не было.

    Яркой иллюстрацией чего может служить год 1986-й. Тогда, если помните, «Зенит» все-таки сделал новую попытку подтвердить свой лидерский статус, схватившись с корифеями советского футбола за золото и некоторое время даже возглавляя турнирную таблицу, но... Это была уже другая команда. Хотя состав ее за два года практически не изменился, но ушло главное: ушел тот самый дух. И если в том же 1984-м в решающих осенних матчах «Зенит» не потерпел ни одного поражения, в жестких, запредельно нервных играх «на зубах» одолев всех своих непосредственных конкурентов, то спустя два года в тех же девяти осенних матчах, когда его конкуренты в борьбе за результат включили полные обороты, сумел одержать всего две победы и остался вовсе без медалей. Потому что выигрывать на чистом мастер­стве зенитовцы в отличие от, допустим, тех же киевлян не могли, а сверхнапряжения сил осени-1984 повторить были уже не в состоянии — на то оно и «сверх», чтобы не только не повторяться «по заказу», но и вычерпывать все имевшиеся силы.

     

    Иначе говоря, команда впечатляющим сверхусилием 1984 года исчерпала себя практически полностью, вновь откатившись на привычные позиции середняка. А год 1986-й и вовсе добил воспаривших было на крыльях самоуверенности зенитовцев, наглядно показав, что успеха два года назад добились вовсе не звезды футбола, а команда, сильная духом. Тем духом, которого в ней давно уже не осталось. И последующие бесконечные смуты в команде, не исключаю, были во многом следствием этого разочарования. Но это уже совсем другая история.

    Мнение Сергея Бавли

    Начну от печки. С питерских футбольных школ. Уверен, что они в то время были лучшими в СССР, отдача была просто сумасшедшая. Приказано выжить (команде), а другого способа просто не было. Комплектовать конкурентоспособный коллектив без опоры на собственных воспитанников «Зенит» просто не мог, о чем «Спорт» не раз писал. Приглашать было практически неоткуда и не на что. Покидать невские берега питерцы никогда не любили. Футболисты-ветераны оседали в школах «Зенит» и «Смена», подчас игнорируя материально привлекательные предложения из других городов (в основном в клубы первой и второй лиг, но то была самостоятельная и хорошо оплачиваемая работа).

    Плюс существовала система, о которой мы сейчас говорим столь же долго, сколь и бесплодно. «Динамо» результатами не баловало, а вот функцию команды, в которой проходят обкатку те, кого десятилетия спустя Властимил Петржела назовет «питерскими мальчичеками», исполняло исправно, и, как говорится, lege artis (по правилам искусства), на глазах у тренеров «Зенита». Да и дубль того времени был неразрывной составной частью команды.

    Так выросло и сформировалось золотое поколение. Сегодня существует гипотеза, что та команда в 1984 году реализовала свой единственный шанс, прыгнув чуть ли не выше головы. Существует и другая, которую проще всего выразить словами Бумбараша: «Продал ты свой божий дар за рюмку водки, Феномен». По поводу рюмочной версии скажу как очевидец (не путать с расхожим милицейским «врет, как очевидец»): не соответствует действительности. Любое межсезонье для любой советской команды, то есть для молодых и обеспеченных парней, вырвавшихся на небольшой срок из золотой клетки, именовавшейся вечными сборами, протекало весело. Но оно завершалось. Так было и в 1984-м, разве что чуть веселее.

    Я уверен, что та команда способна была на многое. Судите сами. «Зенит» был представлен в сборной СССР Николаем Ларионовым. Казалось бы, маловато для ежегодных медальных амбиций. Но справедливо ли было такое представительство? Вспоминаю беседу с Аркадием Афанасьевым: «Играли с киевлянами, я — против Демьяненко. Сделал я тогда Толика, он это признал, порядочный очень мужик. Сижу потом и думаю: почему Павел Федорович сборную не тренирует?»

    Все верно, Георгич! Ни Константин Бесков, ни Валерий Лобановский, возглавляя главную команду страны, зенитовцев не привечали. Неужто Михаил Бирюков не был нужен сборной, ну хотя бы вторым?! А не нуждающийся в комментариях Юрий Желудков, футбольные интеллектуалы Вячеслав Мельников и Дмитрий Баранник, дриблер Владимир Клементьев?.. Не обидеть бы никого! Лобановский, правда, пригласил Сергея Дмитриева, но тоже ненадолго.

    Уверен, потенциал этой команды был очень высок и отнюдь не полностью реализован. Состав был ровный и сбалансированный. Как ни удивительно для тех лет, но у «Зенита» была достаточно длинная скамейка (по меркам времени, естественно).

    Что же помешало, почему та победа осталась единственной?

    А вот эта несправедливость, которую футболисты, познав себе цену и ДОКАЗАВ ее обоснованность всей стране, начали чувствовать по отношению к себе еще острее.

    Чемпионы страны зарабатывали меньше, чем некоторые команды первой лиги. Их не брали в национальную сборную. Все это нервировало, разрушало ту уникальную атмосферу, которая царила в команде (знаменитый скандал в «Зените» с отставкой тренера-победителя корнями уходит именно в эту ситуацию).

    Радует одно: разрушало, но в конечном счете не разрушило. «Зенит»-84 и сегодня одна семья.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»