• Золотые майки

    22.11.10 17:00

    Пессимистические прогнозы о неминуемом финансовом крахе английской премьер-лиги и всего клубного футбола Старого Света, похоже, не сбываются. Спонсорские контракты за минувший год выросли, о чем стало известно благодаря исследованию немецкой консалтинговой компании Sport+Markt.

    Очередное, 12-е по счету, исследование Sport+Markt обнадеживает: доходы от спонсорских контрактов клубов ведущих европейских лиг с крупными компаниями, размещающими на футболках свои логотипы, в сезоне–2010/2011 выросли на €75,2 млн (18%) и достигли €470,7 млн ($656,2 млн). Немецкие специалисты по традиции проанализировали положение дел в шести сильнейших чемпионатах европейского футбола: Англии, Италии, Испании, Франции, Германии и Голландии.

    Двуногие афиши

    На европейском рынке «маечных» контрактов подул сильный ветер перемен. Начнем с того, что самый богатый в Старом Свете чемпионат – английская премьер-лига – впервые вышла в лидеры и в этом сегменте, оттеснив на второе место занимавшую последние годы верхнюю ступеньку бундеслигу. 20 клубов элитного чемпионата Англии совершили впечатляющий рывок, прибавив к своим доходам от прошлого сезона €44,5 млн (53,3%!) и заработав в общей сложности €128 млн (€83,5 млн в сезоне–2009/2010). Суммы спонсорских контрактов выросли у 15 клубов премьер-лиги, при этом три из них – «Манчестер Юнайтед», «Ливерпуль» и «Челси» – вошли в первую пятерку европейских клубов.

    Самое серьезное прибавление было зафиксировано в клубной казне «Ливерпуля», который сменил спонсора. Если датские пивовары из Carlsberg перечисляли команде за рекламу своей эмблемы €8,7 млн в год, то банк Standard Chartered PLC – €23,6 млн, т. е. почти втрое больше!

    Бундеслига в сезоне-2010/ 2011 тоже увеличила доходы от спонсорских контрактов, хотя и не так сильно, как премьер-лига. Прибавка в €9,9 млн позволила довести их до €118,5 млн. Некоторым утешением немецким клубам может служить то обстоятельство, что им удалось сохранить пальму первенства в пересчете доходов на одну команду за счет того, что их меньше, чем английских, – 18.

    В результате клуб бундеслиги получает от спонсорских контрактов в среднем €6,6 млн против €6,4 млн в премьер-лиге. Кстати, каждый из 112 клубов Большой шестерки в среднем получил от спонсорских контрактов €4,2 млн.

    За премьер-лигой и бундеслигой со значительным отрывом расположился итальянский чемпионат. Серия А, заработавшая на спонсорских контрактах €65,9 млн, «отличилась» тем, что стала единственным в Большой шестерке чемпионатом, в котором в сезоне—2010/2011 доходы от спонсорских контрактов пусть и незначительно, но сократились по сравнению с прошлым годом.

     

    Итальянцы удержали третье место благодаря былым заслугам. Ни одного их представителя в первой пятерке европейских команд нет. Несмотря на новый спонсорский контракт, заключенный «Миланом» с авиакомпанией Emirates, общая тенденция итальянского чемпионата навевает грустные размышления. Наверное, не случайно два известных на европейской арене клуба – «Лацио» и «Фиорентина» – начали этот сезон вовсе без спонсоров. Еще одна особенность нынешнего рынка «маечных» контрактов состоит в том, что французская Лига 1 впервые обошла испанскую. Французские клубы заработали €58,8 млн, в то время как испанские – €57,5 млн.

    По мнению специалистов, выход французов на четвертое место объясняется июньской либерализацией законов на рынке азартных игр и тотализатора. Главным образом за счет рекламы работающих в этом сегменте компаний доходы французских клубов выросли на €20 млн.

    Испанская примера, несмотря на прибавку в €9 млн, опустилась на одну строку. Футболу на Пиренеях так же, как на Апеннинах, похвастаться особенно нечем. Кроме мадридского «Реала», с выгодой продлившего контракт с компанией Bwin Interactive Entertainment AG и вошедшего с €23 млн в пятерку (кроме английской тройки и мадридцев, в ней утвердилась мюнхенская «Бавария», получающая €22 млн от Deutsche Telekom – крупнейшей в Европе и третьей в мире телекоммуникационной компании), подавляющее большинство остальных испанских клубов так и не сумели найти выгодных спонсоров и вынуждены по-прежнему полагаться в основном на доходы от телевидения. Что касается голландского чемпионата, то эредивизи, как и прежде, остался на последнем месте с €41,7 млн и практически не прибавил.

    Азарт – дело выгодное?

    За счет чего произошел внушительный – 18% – рост рынка спонсорских контрактов европейского клубного футбола? Ведь экономическая и финансовая ситуация в Старом Свете оставляет желать лучшего, и спонсоры, ушедшие во время кризиса, вовсе не бросились обратно. Специалисты объясняют это странное на первый взгляд явление значительными изменениями в стане самих спонсоров.

    Если еще каких-то пару лет назад тон на этом рынке задавали телекоммуникационные компании (Siemens Mobile – «Реал» (Мадрид), Samsung Mobile – «Челси», Vodafone – «Манчестер Юнайтед», Telefonica – «Арсенал», Portugal Telecom – «Порто», E.On – «Боруссия», Deutsche Telekom – «Бавария» и т. д.), то сейчас наиболее энергично себя ведут финансовые учреждения и букмекерские компании. Именно они обеспечили большую часть прироста доходов от спонсорских контрактов.

    Среди финансовых лиде-ров – AON и Standard Chartered (€23,6 млн каждый), среди азартных – Bwin и еще один новичок – Betclic Enterprises Ltd, имеющий спонсорские контракты с итальянским «Ювентусом» и французскими «Олимпиками» из Лиона и Марселя на общую сумму в €20 млн.

    О том, насколько заметную роль играет на европейском рынке спонсорских контрактов азартный бизнес, можно судить хотя бы по такому факту: эмблемы букмекерских контор украшают майки семи из двадцати клубов английской премьер-лиги.

    «Ставки в футболе и тотализаторы помогают европейским клубам в наше сложное с точки зрения экономики время получать значительные доходы, – объясняет Гарет Мур, директор британского отделения Sport+Markt. – Важность этого источника ни в коем случае нельзя недооценивать».

    Мистер Мур, кстати, смотрит в будущее европейского клубного футбола с оптимизмом. Он считает, что грядущая либерализация азартного рынка по образцу французского и в Германии, вне всяких сомнений, обеспечит дальнейший рост доходов элитных немецких клубов от спонсорских контрактов. Так что бундеслига имеет все шансы вернуть себе первое место. Присутствию такого количества букмекерских компаний на футбольном рынке рады, однако, далеко не все. «Это яркий пример того, как азартные игры вторгаются в нашу жизнь вслед за либерализацией законов, – объясняет свою точку зрения Джим Орфорд, профессор университета Бирмингема, специалист по психологическому воздействию азартного бизнеса в Великобритании. – Особенно уязвимы перед футбольными спонсорами дети».

    Пропасть

    Скептики считают, что истинная картина, скрывающаяся за глянцевым фасадом, далека от благополучия. Результаты исследования Sport+Markt наглядно показывают, как сильно «болен» самый популярный на планете вид спорта и как сильно подсел он на деньги от тотализатора и букмекеров. Еще один тревожный симптом, который бросается в глаза после ознакомления с результатами исследования, – широкий и постоянно растущий разрыв между небольшим числом элитных клубов и остальными командами.

    Хорошо заметна эта пропасть в премьер-лиге, где доходы от спонсорских контрактов МЮ, «Ливерпуля» и «Челси» (€16,3 млн – Samsung) составляют 49,1% от €128 млн, полученных всеми 20 клубами лиги.

    На противоположном конце турнирной таблицы (пребывание «Ливерпуля» в нижней части таблицы носило, конечно, временный характер) – совершенно иной уровень доходов. К примеру, спонсорские контракты таких клубов, как «Блэкпул» и «Вулверхэмптон», даже вместе взятые, не дотягивают и до €1 млн в год. Поэтому «бедным» клубам приходится искать новые формы работы со спонсорами. Скажем, пробившийся в премьер-лигу в прошлом сезоне «Вест Бромвич» заключает сейчас спонсорские контракты не на весь сезон, а на каждый матч в отдельности. На игры, которые не показывают по телевидению, «мешки» выходят в майках с эмблемами местной компании Esprit, поставляющей оборудование для магазинов и торговых центров. Двумя другими спонсорами «Вест Бромвича», с которыми он подписывает такие же краткосрочные контракты, являются букмекерские компании Blue Square Ltd и Victor Chandler International Ltd.

    Ищут новые формы, конечно, не только «бедняки». Вполне благополучный «Тоттенхэм» ухитрился продать свои майки дважды: один раз на матчи премьер-лиги (Autonomy PLC, крупнейшая в Великобритании компания по разработке софта), второй – английских кубков и Лиги чемпионов (банк Investec).


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»