• Звенья одной цепи

    Тактика

    06.05.09 11:29

    Звенья одной цепи - фото

    Фото: сайт РПЛ

    Требования современного футбола просты: примат командной игры, индивидуальные ходы — с импровизацией или без нее — в строгих рамках командных действий, участие в оборонительных и атакующих действиях как можно большего числа игроков в различных сочетаниях, каждое из которых должно быть хорошо знакомо любому участнику всевозможных коалиций. Коалиции, как известно, могут быть большими, средними и малыми, причем любой количественный состав должен быть готов к тому, чтобы внести в игру заметные качественные изменения.

    Алекс — Веллитон

    О спартаковской паре бразильцев только и говорят: мощный атакующий дуэт, несомненная угроза любому сопернику «Спартака», звено с очень высоким коэффициентом созидательности. Все это, возможно, так и есть, но только в тех, по всей вероятности, ситуациях, когда Алекс и Веллитон получают чрезмерную свободу действий. Особенно Алекс. В матче с «Динамо», однако, ничего серьезного у пары не получилось, за исключением, конечно, классного момента в начале встречи, когда Алекс разрезающим центральную зону обороны соперника пасом вывел Веллитона один на один с Габуловым (примерно так же, как в матче предыдущего тура в Казани с «Рубином»), но форвард момент не реализовал.

    Динамовцы к действиям пары Алекс — Веллитон подошли серьезно. Справедливо полагая, что ключевая роль в ней принадлежит Алексу, они бразильского полузащитника попытались нейтрализовать сразу двумя способами. Во-первых, отрезать его, по возможности, от получения мячей. Известно, что в основном передачи ему перепадают от еще одного бразильца — Кариоки (статистические сведения подтверждают это) из зоны опорного полузащитника, а также с флангов обороны. «Динамо» эти пути попыталось взять под контроль. И — небезуспешно. Во-вторых, в момент получения Алексом мяча (полностью ведь невозможно лишить его передач, он всегда открывается для них, мобилен в этой части ведения игры) динамовцы бразильца старались «накрывать» (с подстраховкой), лишая его времени и пространства. Неслучайно, надо полагать, Алекс больше, чем обычно, нервничал, злясь на партнеров, соперников и судей.

    Алекс, не стоит забывать, фактически освобожден от участия в оборонительных действиях, а «Динамо» сделало все возможное, чтобы бразилец (игрок, без­условно, талантливый, одно из лучших приобретений межсезонья) не преуспел в том, что он умеет хорошо делать, — в передачах, рассчитанных на голевую атаку.

    Отданная территория

    «Спартак», утверждая, будто он играл «лучше» соперника, выдает желаемое за действительное. В футболе, разумеется, возникают ситуации, когда одна команда на самом деле играет лучше другой, создает массу моментов, но пропускает в итоге два мяча и проигрывает. Но матч «Спартак» — «Динамо» — совершенно иной случай. Если и.о. главного тренера «Спартака» Валерий Карпин убежден в том, что это его команда захватила у «Динамо» территорию, а не «Динамо» отдало ее, следуя своему плану на игру, то он, скорее всего, заблуждается. Те силы, которые имеются в распоряжении Андрея Кобелева, только и годятся для игры т а к, как «Динамо» играло со «Спартаком» и добилось второй подряд победы над этим клубом, победы убедительной и трудовой.

     

    Сдача территории вызывает у команды, которой она отдана, ложное чувство полного превосходства. Только вроде бы и остается окончательно вскрыть оборону соперника и забивать один мяч за другим. Не тут-то было! Динамовцы, за всю игру пропустившие лишь два-три опасных выпада «Спартака», в свою очередь использовали «стандарт» (сам факт назначения углового, после которого Фернандес открыл счет, вызвал после матча яростную реакцию спартаков­ского лагеря, в котором почему-то запамятовали, что сам «Спартак» в этом матче подавал 12 угловых и все — без реальных угроз) и провели в конце матча классическую — для учебника — атаку по левому флангу. Это был тот самый момент, когда «Спартак», в очередной раз получивший огромную территорию, ничего толкового сделать не сумел, как не сумел затем противостоять точному пасу Хохлова на фланг, умному ходу Кержакова, пропустившего мяч, проходу Дмитрия Комбарова, его нацеленной передаче и удару Кокорина, опередившего на мгновение Родригеса. Сыграно было на раз-два-три, и вряд ли кому-то придет в голову обвинять «Динамо» в том, что команда отдала территорию противнику.

    Коллер и Вагнер

    «Крылья» играют с расчетом на умение Коллера. ЦСКА играет с расчетом на умение Вагнера. Но подходы у команд, судя по всему, разные. Вагнер, такое ощущение, задействован в гораздо большем числе коалиций, нежели Коллер. Кроме того, коалиции, в которых участвует бразилец, не только разнообразнее, но и большие по числу исполнителей, чем те, в которых приходится действовать чеху. Вполне возможно, что это обстоятельство — одна из причин преображения ЦСКА во втором тайме, когда исключительная активность Вагнера приводила его в такие коалиционные группы партнеров: Одиа — Березуцкий — Мамаев — Алдонин — Маазу, Березуцкий — Игнашевич — Мамаев — Жирков — Дзагоев, Игнашевич — Щенников — Алдонин — Жирков — Дзагоев, Щенников — Жирков — Дзагоев.

    Игра на Домингеса

    Обсуждения хода матча «Сатурн» — «Рубин», упирающиеся в предположения («А что было бы, если бы Рыжиков не потащил те мячи, которые в начале игры потащил?») из сослагательного ряда, заводят в тупик. Во всяком случае уводят в сторону от качества игры «Рубина», который сумел построить ее, следуя принципам соблюдения разумного баланса в том, что относится к оборонительным и атакующим действиям. До той поры, пока Домингес выпадал из общекомандных действий и его работу были вынуждены выполнять партнеры, «Рубин» испытывал сложности не только в атаке, но и в обороне. Стоило Домингесу приступить к участию во всех командных мероприятиях, начинать отбирать мяч там, где он был потерян, казанский клуб преобразился. Команда стала играть на Домингеса, который в свою очередь вовсю принялся играть на команду. Дело даже не в забитых аргентинцем мячах, а в том прежде всего, как умело партнеры высвобождали своими перемещениями зоны для Домингеса и как умело он воспользовался этими зонами, становившимися свободными на короткий отрезок времени.

    Казанские коалиции (в первую очередь, Шаронов — Семак — Сибайя — Рязанцев — Нобоа — Домингес и Ансальди — Семак — Сибайя — Нобоа — Домингес) выглядели большей частью матча основательными в позиционных атаках, при переходе к оборонительным действиям (выпадают из этого ряда первые минут двадцать: слишком много ошибок было допущено в обороне), при подготовке наступлений.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»