• Газпром в «Зените». Две ударные пятилетки?!

    Сегодня 10 лет с момента прихода Газпрома в «Зенит»

    24.12.15 01:30

    Старенький офис на улице Некрасова. 24 декабря 2005 года. Полтора десятка петербургских журналистов истомились в ожидании завершения совета директоров ФК «Зенит». Наконец появился Сергей Фурсенко и объявил: «В клуб пришел новый собст­венник Газпром, который вложит в команду серьезные инвестиции, но главными гарантами будущих побед должны стать эффективность и дисциплина…»

    Минуло десять лет! Уже десять? Или еще десять? «Спорт День за Днем» попытался проанализировать: насколько же прошедший период оказался «эффективным и дисциплинированным»?

    + Титулы

    Перлы президента Сергея Фурсенко, начавшего бурную деятельность на новом поприще, мгновенно разбирали на цитаты, в Сети появился даже блог, наполненный иронией. «За десять лет “Зенит“ должен выиграть три Кубка УЕФА». Классика! Если же говорить серьезно, то улов титулов эпохи Газпрома таков: четыре чемпионства российского разлива, два серебра, одна бронза, Кубок и два Суперкубка страны и, наконец, Кубок и Суперкубок УЕФА в 2008-м. На клубном логотипе появилась звездочка (пятый, точнее — первый, титул завоевали без участия Газпрома, в 1984-м). Много это или мало? Стакан наполовину полон или пуст? Вопросы риторические. Например, ЦСКА, финансовые возможности которого ниже, чем у «Зенита», побеждал ничуть не меньше, а испанская «Севилья» даже перевыполнила «план Фурсенко», взяв за десять лет четыре (!) Кубка УЕФА, не суть важно, что теперь он называется Лига Европы. И все же будем объективны и честны: без Алексея Миллера и вверенной ему корпорации и половину зенитовских титулов собрать, скорее всего, не удалось бы.

    + Звезды

    Эйфелеву башню не поставишь в своем дворе, но при Газпроме стало совсем не обязательно смотреть европейские топ-чемпионаты, чтобы получить удовольствие от игры Халка и Витселя. Заполняемость «Петровского» падает, но влияют на это моральная устарелость стадиона и не всегда вызывающая одобрение болельщиков клубная политика. Сами по себе Халк и Витсель, а вместе с ними Хави Гарсия, Мигель Данни, чуть ранее Алехандро Домингес и Анатолий Тимощук сделали «Зенит» одним из самых популярных клубов России (по результатам некоторых соц­опросов — самым популярным) и в лучшую сторону повлияли на узнаваемость бренда в мире.

    + Инфраструктура

    Нельзя приглашать топ-модель в грязную квартиру. Это как-то неприлично. Халку тоже важен не только его банковский счет. Прежде всего ему нужно хорошее футбольное поле — после того как «Зенит» с подачи Газпрома взял в аренду стадион «Петровский», поле там стало лучшим в стране! Хотя питерский климат ничуть не изменился. Не забыли и про базу «Зенита» в Удельном парке, где уложены пять полей с подогревом, поливом и искусственным освещением, создан медико-реабилитационный центр и даже собственный комбинат питания. Академия «Зенита» тоже не бедствует. Помимо главной школы заработало множество филиалов по всему городу, а детские тренеры стали получать столько, что больше не надо подрабатывать частным извозом.

     

    — Менеджмент

    Под руководством Людовика XIV Франция обрела вертикаль власти, вершина которой упиралась прямо в трон «короля-солнца». Вершина зенитовской «вертикали» упирается в кресло Алексея Миллера, без санк­ции которого клуб не может быстро договариваться по трансферам и увольнять-назначать тренеров. В повседневной жизни клуба нет авторитетного менеджера, который мог бы разруливать оперативные вопросы «на месте», и футболисты, наплевав на иерархию, стремятся решать насущные проблемы через Миллера. При смене тренеров нет преемственности. Голландца Адвоката меняет итальянец Спаллетти. Итальянца Спаллетти — португалец Виллаш-Боаш. Каждый просит купить новых игроков и говорит «обнадеживающие» комплименты молодежи: «Подрастут через два-три года».

    — Питерские воспитанники

    Больная тема для Петербурга-Ленинграда. На протяжении четверти века «Зенит» позиционировал себя и воспринимался командой с глубокими питерскими корнями. Пожалуй, ни в СССР, ни в России не было коллектива, где не меньше пятидесяти процентов игроков выпускались из городских школ. Казаченка без потери качества сменил Дмитриев, потом появились Саленко и Радченко, затем Кулик, Зазулин, Панов, Аршавин, Кержаков, Быстров, Денисов… Казалось, конвейер «по сборке команды из петербургских деталей» будет крутиться бесперебойно. Однако пришел Газпром, бросил в топку денег, и ко второй половине 2015-го питерских воспитанников в обойме главного тренера Андре Виллаш-Боаша не осталось. Высокие задачи как главный аргумент уже не очень прокатывают. Топ-тренеры «Зенита» не раз демонстрировали свое отношение к питерским мальчишкам. Остается уповать на то, что второе десятилетие Газпрома в условиях лимита улыбнется воспитанникам академии, СДЮСШОР «Зенит» и других школ.

    — Отток болельщиков

    Уже пошли разговоры, что «Зенит» никуда не переедет. Топ-матчи премьер-лиги и еврокубки отправят на Крестовский остров, все остальные игры останутся на «Петровском». Почему такое неравноправие? Так болельщики «Зенита» голосуют ногами. Им завезли кучу звезд, переманили у «Спартака» Артема Дзюбу, а проплешины на «Петровском» не пропадают. Наоборот, только увеличиваются. Средняя посещаемость домашних матчей «Зенита» в нынешнем чемпионате России — 16 686 зрителей. В прошлом — 16 508. Хуже было только в «черном» 2002-м, когда «Зенит» лихорадило весь сезон. Отменили показ матчей чемпионата России с его участием на местных каналах — тоже тишина. Хотя, кажется, совсем недавно Михаил Боярский кричал, что его «заставляют покупать снег». Все это наводит на грустные размышления. Будем надеяться, что не только нас, но и владельцев «Зенита».


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»