• Не надо искать простых путей!

    Экспертиза

    23.04.14

    (Фото: ФК «Зенит»)

    «Какой самый приятный момент в общении с женщиной?» — спрашивал своего непутевого сына герой Александра Ширвиндта из фильма «Бабник». «Папа, ну это же все знают», — краснел юноша. «А вот и не угадал. Самый приятный — когда она уходит», — поучал герой-любовник. «А зачем приводить?» — «Так нам велит природа».

    В российской премьер-лиге природа велит везти легионеров. Закупаются ими все клубы. И едва-едва влезают в весьма либеральный лимит на легионеров. Стоит ли поставить шлагбаум на пути варягов? И станет ли панацеей формула с десятью легионерами на сезон? «Спорт День за Днем» искал ответы вместе с экс генеральным директором «Динамо» Дмитрием Ивановым, бывшим наставником «Локомотива» и сборной России Юрием Семиным и Алексеем Игониным, обладателем Кубка России — 1999 и бронзового призера чемпионата — 2001 в составе «Зенита».

    1. Принесло ли пользу российскому футболу смягчение лимита на легионеров до «7+4»?

    Иванов: Вообще странно, что такое решение было принято. Я прекрасно помню, как была принята программа по ужесточению лимита: «7+4», «6+5» и, наконец, «5+6». Большие клубы сразу стали уделять большое внимание своим академиям. Однако в какой-то момент это решение замылили. И мы вернулись к тому, что было пройдено. Руководители клубов жалуются, что иначе им тяжело в еврокубках? Но ведь там нет никакого лимита. А разговоры о том, что легионеры не наигранны в матчах чемпионата, — это лукавство! На мой взгляд, самый оптимальный вариант — «6+5». Он обеспечивает объективное соотношение россиян и легионеров. Надо заниматься внутренней селекцией, а не просто найти крепкого балканца, который закроет три позиции на поле. Для команды, может, это и хорошо, но как тогда развивать наш футбол?!

    Семин: Талантливые футболисты всегда найдут дорогу, вне зависимости от различных лимитов. Даже нынешняя формула ведет к тому, что конкуренция внутри команд подтягивается. Должен быть разумный лимит, потому что необходимо помнить о национальной сборной. Считаю, что десять иностранцев в чемпионате России — это нонсенс!

    Игонин: Ситуация с иностранными футболистами зашла не в то русло, в какое надо. Большинство команд используют квоту максимально — смотришь и не понимаешь, как их можно ассоциировать с российским футболом или с городом, который они представляют. У многих даже одного воспитанника местного футбола нет в составе. На это можно было бы закрыть глаза, если бы сразу несколько наших клубов успешно выступали в еврокубках и у всех на ведущих ролях было хотя бы по несколько российских футболистов. У всех. Или если бы россияне выступали в иностранных топ-клубах. Но такого и близко нет и не предвидится. Поэтому для того, чтобы наши заиграли, требуются искусственные меры. Лимит, позволяющий предоставить шанс своим, и есть такая мера.

     

    2. Повлияет ли на лимит выступление сборной России на чемпионате мира?

    Иванов: Здесь нет прямой зависимости. Сторонники смягчения лимита говорят: вот посмотрите, как сейчас хороша наша сборная! А может, хороша она из-за того, что в 2008 году все схватились за свои академии. Выросли такие игроки, как Кокорин и Смолов. А вспомните Широкова! Он ведь уже был почти списан на берег. И, может, пригодился, потому что имел российский паспорт. В результате парень вернулся в большой футбол. Также в свое время дали вторую молодость Константину Зырянову. Он, конечно, качественный футболист, но кто знает, как бы сложилась его футбольная судьба, если бы не угроза наступления лимита «5+6».

    Семин: Этот турнир покажет наш уровень, как развивается наш футбол. В любом случае какие-то изменения по его окончании будут. Считаю, что определение лимита — прерогатива не президентов клубов, а тренеров команд. Капелло как приехал, так и уедет, а тренеры, работающие в России постоянно, лучше видят ситуацию. Уверен, что у тренера сборной и клубов могут быть разные мнение по поводу лимита.

    Игонин: Результат в Бразилии на лимит никак не повлияет. А вот само по себе выступление сборной станет почвой для аргументации тех, кто входит в исполком. Каким бы результат ни оказался, заинтересованные люди будут его трактовать как угодно, с любой стороны, главное — отстоять свои интересы. У РФС — одни, у клубов могут быть совершенно другие.

    3. Как вы относитесь к формуле «десять легионеров в заявке на сезон»?

    Иванов: Это подмена тезиса. Задача футболиста не числиться в заявке и тренироваться, а выходить на поле. Только тогда он растет. А что будет, если смогут играть одновременно все десять легионеров?! Многие начнут игнорировать российских футболистов. У нас ведь большинство клубов покупает средних иностранцев. Они дешевле, более управляемы, чем наши. Руководители ищут простые пути, но с точки развития российского футбола нам этого не надо!

    Семин: Я как раз сторонник именно этой системы. Иностранцев на поле не должно быть больше десяти, а может, и меньше. Главное, чтобы не было каких-то ограничений по тому, кто именно должен выходить на поле. Я полностью убежден, что играть должны лучшие, вне зависимости от того, иностранцы они или россияне. Если посчитают, что десять человек в заявке на сезон много… хорошо, пусть будет восемь. Другой вопрос — станут ли все одновременно играть? Но если такое случится, это будет свидетельствовать об одном — у определенной команды слишком слабые россияне, значит, есть над чем работать. Главное, чтобы у нас не было засилья легионеров не очень высокого уровня. А если в заявку обяжут вносить определенное количество иностранцев, тогда клубы начнут серьезнее их подбирать. Сейчас слишком много средних игроков, которые сидят на скамейке и не выходят в основном составе.

    Игонин: Всем нужен результат. Для ведущих клубов это медали и плей-офф в еврокубках, для середняков — как можно ближе подтянуться к лидерам, для аутсайдеров — остаться в премьер-лиге. И чтобы этого результата достичь, они используют все возможности. Сейчас возможности не позволяют им выпускать десять легионеров, а если ввести эту схему, то о российских игроках в основных составах придется забыть. У нас есть 5–6 россиян на ведущих ролях в своих командах и еще 15–20 человек, выступающих за сборную. Ослабление лимита даже некоторым из них закроет дорогу на поле. А уж остальным тем более! Ссылки на то, что в Испании или Германии нет лимита, а сборные побеждают, неуместны. Там нет лимита, а у нас нет условий, системы и качества работы с молодыми футболистами. Уровень большинства из них не позволяет конкурировать даже со средними иностранцами хоть из Сербии, хоть из Румынии, хоть из Польши. А уж о конкуренции с мастерами калибра Халка и говорить смешно. И если, например, «Урал» или «Волга» выпустят десять легионеров на поле, это будет оправданно. Для решения своих задач они столько отечественных игроков не найдут. Потому на данном этапе и нужны искусственные меры.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»