• Почему Виллаш-Боаш — снайперский выстрел руководства «Зенита»

    Редактор «Спорта День за Днем» подводит итог чемпионскому сезону

    18.05.15 21:16

    Гарри Поттер, до свидания?

    Вам только кажется, что этого не было. Просто забыли. Еще недавно «Зенит» усиленно резал себе вены. Такой деградации не припомнить даже тем, кто пережил падение в первую союзную лигу в конце 80-х. Тогда-то падали обломки здания, что забыли поставить на капремонт, а зимой 13-14 в безумие впал самый благополучный клуб России. Венский позор от газона до трибун, изгнание Широкова, едва не превратившееся в мордобой, в Израиле. Игра, больше напоминающая муки Сизифа. Нет, не безвольная. Разве можно было обвинить Сизифа в отсутствии воли? Еще хуже — чтоб уж этот чертов камень сорвался прямо на нас и прекратил все эти страдания. Все это было чуть больше года назад. А потом появился Виллаш-Боаш и все стало хорошо так быстро, что мы и подумать не успели, имело ли смысл дать шанс Сергею Семаку после прекрасного матча в Дортмунде. Единственного, пожалуй, за последнее время, когда вираж не лгал себе и у него действительно пела душа.

    Боаша подбрасывали на «Петровском» за то, что он прервал затянувшиеся мучения безболезненно и со знаком «плюс». Совершенно объективно, Алексей Миллер, любящий «Зенит» (кто знает?) больше самого себя, не заслуживал тех скачков давления, которые довелось пережить в последний период царствия Спаллетти. «Зенит» все глубже зарывался в сюрреалистический сюжет, который писал сам для себя. И откопать его мог только человек со свежим отстраненным взглядом и четкой, предельно эгоистичной собственной мотивацией.

    Что такое насмешки в прессе, Виллаш-Боаш знал не хуже «Зенита». И восстанавливать пошатнувшееся в Англии реноме Гарри Поттера (а не просто ли ты ботаник, ухмыльнулись ему вслед британские СМИ) был намерен любой ценой и в максимально короткие сроки. Цели сторон совпали, и здесь менеджмент сине-бело-голубых совершил поистине снайперский выстрел.

    Ненужное зачеркнуть

    Возможно, на месте Виллаш-Боаша мог оказаться кто угодно — на контрасте с Кощеем Спаллетти команда могла признать Спасителя в любом. Но ненадолго, уж точно не на полтора сезона. Главная победа португальца в том, что он не допустил развития сценки из «Убить дракона». Опрокидывать телегу с овощами лишь из-за того, что наступила свобода, никто не стал. Костяк из легионеров, тем более способных говорить с тренером на одном языке был обречен на успех при создании для них тепличных условий. Тем, кто пришел не в лучшее время — Шатов, Рязанцев — и объективно не смог раскрыть весь свой потенциал, нужно было только не отставать. Виллаш-Боаш бросал этой команде мяч и просил сделать для него чудо. И большего для победы в чемпионате России, пожалуй, не требовалось. Проблемы в коллективе? Португальцу нужен был самый быстрый путь к успеху. Новейшую историю «Зенита» и его революций он изучил, выводы сделал, ненужное зачеркнул.

     

    В планы Андре также не входили и кроссы по песку, подвешивание, сдирание кожи и прочая гаротта во время предсезонных сборов. Блестящая оценка португальцем общей ситуации и условий работы, в которые он попал, позволила ему рассчитать силы команды, не испортить ни с кем отношений из тех, на кого рассчитывал на деле, а не только на словах. И поддерживать выигрышную разницу между своим образом и образом предшественника, которого за партой в Коверчано готовили не иначе к массовым казням. Футболисты любят работу с мячом? Они получали ее ровно в тех количествах, что Незнайка пирожные на Дурацком острове. Зимние тренировки практически не отличались одна от другой. Интрига была лишь в одном — почему одно занятие открыто для прессы, а чтобы попасть на другое нужно получать квалификацию разведчика Моссада. Но это журналистам было от Боаша за «ботаника». За непонятую душу гения, в пик вдохновения которого неприличный звук издал мужлан Джон Терри.

    Что угодно, только не пустота

    Безо всяких сомнений — Виллаш-Боаш сумел сделать в рамках нашего чемпионата что-то очень похожее на «Порту», не проигравший при нем ни одного матча в сезоне. К игрокам вернулось удовольствие от футбола, которое не могли омрачить даже все проигранные матчи с соперниками уровня Лиги чемпионов. Таковыми стали «Байер», «Монако», «Севилья» — те, чей потолок ограничивается ее четвертьфиналом. Это не так уж мало, о большем пока говорить сложно. Чтобы переламывать челюстями благополучных соперников (депрессивный «Спартак» и распродавшая все живое «Бенфика», понятно, к таковым не относятся), нужны чуть больше стимулы, чем удовольствие от свободы. Чуть больше усилий, чем работа с мячом и игра первым номером, если, конечно, твое имя не «Барселона» или, на худой конец, не «Бавария». Возможно, для этого нужна страсть, которую тренер расходует исключительно на внутренние переживания во время борьбы с фрилансерами. Нужен более долгосрочный план развития этой команды, потому что такой «Зенит», как в этом году, может утратить к следующему сезону все стимулы просто потому, что в этой маленькой победоносной войне 2014/15 все, как один, достигли своих целей на данном отрезке карьеры. Что будет завтра, когда команда потеряет буфер между россиянами и иностранцами в лице Тимощука; расстанется пусть не официально, но де-факто с Кержаковым, для которого дети стали интереснее футбола; когда болельщики, наконец, окажутся лишены возможности спорить, разыграется ли Аршавин, или ему пора завязывать? Новые трансферы — а их в наручниках финансового фэйр-плей следует делать осторожно — быть может, снова помогут выйти из группы Лиги чемпионов. И не исключено, что менее «изобретательно», чем в декабре 2013-го. Но поскольку выбор Виллаш-Боаша не подразумевал целенаправленной подготовки новой команды, а помогал лишь как можно быстрее включить свет в темной комнате, представить себе концепцию развития «Зенита» на ближайшие годы без дополнительных комментариев сложно. А ведь около года назад генеральный директор клуба упоминал о некой программе, помогающей развивать ловкость воспитанников Академии. Заинтриговал немало, но мысль не развил. С приходом Виллаш-Боаша «Зенит» вообще замолчал. Ушел в себя угрюмо, да так, что парадоксальным образом стали вспоминаться буффонады Спаллетти. Все, что угодно, кроме пустоты.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»