• Елена Баранова: Российский баскетбол скорее мертв, чем жив

    25.11.10 12:42

    Елена Баранова: Российский баскетбол скорее мертв, чем жив - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Центровая «Надежды» и сборной России Елена Баранова рассказал о проблемах российского баскетбола.

    «Наш баскетбол скорее мертв, чем жив. Ему нужен замкнутый цикл, в котором сосуществуют тренеры и игроки. Тренерский контингент сейчас сильно ослаблен, везде одни иностранцы. Любопытно, что в Америке нет учебных заведений, которые готовят тренеров. Человеку хочется тренировать – он идет и тренирует на массовом уровне. Наиболее талантливые двигаются вверх. Очень востребованы бывшие игроки, уже закончившие карьеру. Там колледжи составляют основу всей пирамиды, оттуда приходят и тренеры, и игроки.

    У нас этого нет, зато существуют спортивные школы. Вроде основа у нас есть – детский спорт, но она очень шаткая. Энтузиастов, у которых глаза горят, масса. Но в большинстве случаев нет базы – команды скитаются по разным залам. Яркий пример – Мытищи. ДЮСШ олимпийского резерва исполнилось сорок лет, среди воспитанников есть олимпийские чемпионы, а у нее нет зала! Не зря люди говорят, что без взяток и откатов у нас ничего не строится – семь лет директор бьется впустую. Поэтому боюсь, что моя мечта о баскетбольной школе Елены Барановой в России так и останется мечтой.

    Вторая проблема: наши тренеры ориентированы не на подготовку игроков, а на результат – выиграть чемпионат района, области, России. Даешь результат – тебе присваивают более высокую категорию, повышают зарплату. При этом огромное количество народа вообще теряется: если он до семнадцати лет не заиграл, не попал в какую-то команду, то он никому больше не нужен. Таких ребят очень много, и система спортшкол им помочь не в состоянии.

    Всего один пример нехватки кадров: первый номер в сборной. С дефицитом разыгрывающих сборная столкнулась в 2000 году, когда сломалась на Олимпиаде Ира Сумникова. Этой проблеме десять лет! Что, за это время невозможно было игрока подготовить на эту позицию?! К тому же игроки есть, пусть не много, но есть. Таню Бурик вызывали летом в сборную, ей двадцать два года. Но говорят: рано ей еще. Как рано? Когда мы выиграли Олимпиаду, мне было двадцать лет, а самой старшей из нас исполнилось двадцать восемь!

    А как вообще попадают в нашу сборную? В Америке игроков отбирает экспертный совет из двенадцати человек – голосуют по каждой кандидатуре. И нет ничего удивительного, что туда не проходили получившие российские паспорта Нолан и Бекки Хэммон. Может, по физическим данным они хороши, но для первого номера важна не результативность, а умение организовать игру. У нас в чемпионате есть девочки, которые, по статистике, гораздо чаще ассистируют, чем те же американки. Сколько с тренерами сборных ни говорила, все утверждают, что не имеют возможности выбирать игроков! Потому что все решает один человек. А им просто дают списки: вот этих вызывай на сбор. Сплошное закулисье. Но ведь за результат отвечает тренер, а не тот, кто эти списки составляет!

    У нас есть студенческая лига, но у очень многих институтов нет никакой базы, поэтому благое начинание развивается с трудом. В университетах США все поставлено на коммерческую основу: строятся десятитысячные стадионы, все билеты на игры продаются. К тому же студентам не надо платить зарплату. Доходы от матчей такие, что университеты летают на игры своими самолетами. Быть тренером одной из ведущих студенческих команд суперпрестижно, контракт под миллион долларов. А почему у нас такого нельзя сделать?» – цитирует Баранову «Русский репортер».


     


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»