-
МАК воспроизвел действия пилотов разбившегося с игроками «Локомотива» Як-42
11.10.11 12:51
В рамках расследования катастрофы самолета Як-42 в Ярославле был выполнен первый полет, имитировавший действия пилотов. Как сообщают в Межгосударственном авиационном комитете (МАК), эксперимент проводился без воздействия на самолет дополнительной тормозящей силы. Однако уже на втором этапе расследования пилотам предстоит сделать невозможное: самолет придется разгонять буквально на тормозах. Вчера в ходе начавшихся в ЛИИ им. М.М. Громова летных исследований, проводимых в рамках расследования катастрофы Як-42, в которой погибла хоккейная команда «Локомотив», был выполнен первый полет.
«После посадки самолета специалисты приступили к первоначальной обработке зафиксированных данных средств объективного контроля для сравнения испытательного и аварийного полетов», — говорится в сообщении Межгосударственного авиационного комитета.
Ранее сообщалось, что в ходе натурного эксперимента планируется выполнить штатный взлет с повторением действий экипажа в аварийном полете, но без создания дополнительной тормозящей силы. Таким образом, на первом относительно простом этапе пилоты просто подняли машину в воздух.
Второй этап, как признаются сами испытатели, будет непростым даже для них, поскольку подобных манипуляций никому и никогда еще производить не доводилось: самолет придется разгонять буквально на тормозах.
Как пишет газета «Коммерсант», участники эксперимента, одному из летчиков, «яковлевцу», поручено увеличивать режим работы двигателей, разгоняя машину на полосе и одновременно поднимать руль высоты, чтобы задрать вверх ее нос. В это же время его напарник из ЛИИ будет сдерживать разгон самолета и вынуждать его клевать носом вниз с помощью тормозной педали.
Сложность предстоящей задачи заключается в том, что два летчика должны с точностью до долей секунды определить момент прекращения эксперимента и начать совместное экстренное торможение.
В настоящий момент среди предположений о причинах катастрофы, по сути, осталось одно — о том, что нормальному взлету препятствовало торможение, предпринятое одним из летчиков уже после старта, пишет «Ъ».«Пилот, как говорят расследователи, даже не тормозил в прямом смысле этого слова, а, скорее всего, неосознанно притормаживал, положив ногу на соответствующую педаль, возможно, приняв ее за расположенную рядом жесткую опору для ступни», — отмечает издание.
В частности, специалисты считают, что Як-42 набирал скорость в штатном режиме, однако тормозное усилие на колесах шасси заставило самолет «клевать носом», не позволяя летчикам задрать его вверх для взлета. В результате пилотам пришлось переложить руль высоты на кабрирование и резко потянуть штурвал на себя, поэтому лайнер оторвался от земли лишь через 500 м после конца ВПП.
Когда Як-42 все-таки взлетел, перетянутый штурвал мгновенно дал о себе знать: самолет не недобрал, как сообщалось ранее, а «перебрал» высоту при взлете и свалился в штопор. Если эксперимент подтвердит, что причиной катастрофы стало дополнительное торможение во время разгона лайнера, виновниками трагедии признают пилотов.
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»