• Тамара Москвина: «Нельзя тренировать в стиле Я - начальник, ты - дурак»

    Тамара Москвина: «Нельзя тренировать в стиле Я - начальник, ты - дурак» - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Знаменитый тренер по фигурному катанию Тамара Москвина, сегодня отмечающая юбилей рассказала о том как меняются со временем ее отношения с учениками:

    «Конечно, отношения меняются. Когда ты становишься старше, ты умудрен опытом, у тебя меняются жизненные ценности. И ты начинаешь относиться к ученикам менее мелочно, что ли. Ну, например, опоздал он на тренировку. И я думаю: ну, 18 лет человеку. Что он делал накануне вечером? На какие-нибудь Алые паруса ходил. И так далее, и так далее. Во сколько встал? За час до начала тренировки. Но здесь возникает дилемма: ведь надо одновременно и не показывать своей снисходительности, и в то же время не сводить совместную работу к сплошным замечаниям. Не только в плане опозданий. Невозможно же говорить постоянно: вот, не так сделал, руку не довел...

    Можно сказать: ах, ты такой-сякой, не сделал, не довел! А можно так: ой, как ты вовремя подстроился под партнершу! Я его, с одной стороны, похвалила - но с другой, он понял, что раз ему пришлось подстраиваться, значит, до этого его действие было неправильным. То есть, я нахожу такие приемы, чтобы учеников не обижать, не командовать в стиле я - начальник, ты - дурак, а ставить их на один уровень со мной. И тогда они понимают, что их уважают, но в то же время учат, выдвигают требования и так далее. Некоторые в работе все равно обижаются. Но я тогда с ними разговариваю. Говорю: ладно, будешь ты от меня слышать одни и те же слова, какой ты молодец, все сделал хорошо. И какая от этого будет польза? Ты в этом деле новичок? Новичок. Какое у тебя спортивное звание? Пока никакого. Тренер ты какого уровня? Никакого. Зачем же ты ко мне пришел? За знаниями. Я должна тебя всему научить. Поэтому не принимай мои замечания как какое-то наказание или обвинения, а послушай. Сделай то, что я говорю - а потом посмотрим, что получится

    Я постепенно пришла к этому. С опытом. Поняла, что если все время учеников ругать, они будут чувствовать себя униженными. При этом возвышать нужно тоже с умом - чтобы не страдал процесс обучения. В результате я сформулировала суть своей методики для себя так: мне надо учить спортсмена, не вызывая у него негативных эмоций», - цитирует Москвину агентство РИА Новости.

     

     


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»