• Тихонов: У меня и впрямь был прямой номер Андропова

    23.12.11 14:50

    Тихонов: У меня и впрямь был прямой номер Андропова - фото

    Фото: ХК ЦСКА

    Легендарный тренер сборной СССР Виктор Тихонов, отмечая 65-летие отечественного хоккея, вспомнил о периоде 70-х годов.

    -После Олимпиады-72 в Саппоро Чернышев и Тарасов ушли из сборной. И в своих клубах они задержались недолго. Чернышев завершил карьеру в 60 лет, Тарасов, если не считать сезон в футбольном ЦСКА, – в 56. На ЧМ-72 в Чехословакию команду повезли Всеволод Бобров и Николай Пучков. Первый на тренерском поприще ярко проявил себя в «Спартаке», который победил в чемпионате страны-67. Пучков завоевал с ленинградским СКА бронзу чемпионата страны-71. В Праге золотая серия сборной СССР оборвалась. Но там же приняли историческое решение о проведении серии из восьми матчей СССР – Канада с участием звезд НХЛ.

    Суперсерия-72 стала поворотным событием в мировом хоккее. На льду сошлись две разные школы. Да, мы в итоге серию проиграли, пропустив решающую шайбу на последней минуте заключительного поединка в Москве. Но победителем оказался хоккей! Стало ясно, что профессионалов можно обыгрывать, а европейцев начали активно зазывать в НХЛ. Контакты с профи пошли на всех уровнях.

    В 1974 году сборная СССР победно провела вторую серию с Канадой, на сей раз составленной из игроков ВХА, конкурировавшей в ту пору с НХЛ. В декабре 1975 года в Америку на серию встреч с клубами НХЛ отправились столичные ЦСКА и «Крылья Советов», и наши опять выиграли. Наконец осенью 76-го состоялся первый Кубок Канады, на котором наша сборная выступала в экспериментальном составе – отсутствовало сильнейшее звено Михайлов – Петров – Харламов плюс Якушев, Шадрин и Лутченко. Эту команду доверили тренировать мне. Тогда я даже не догадывался, сколь круто изменится моя жизнь после того сезона…

    Помню, в мае 1977-го на встрече с болельщиками в рижском Дворце спорта Николай Озеров вдруг объявляет: «Дорогие рижане, Виктор Васильевич назначен старшим тренером сборной СССР, поздравляю!». Пять тысяч человек аплодировали стоя.
    Через несколько дней звонок от одного адмирала: «Предлагаем вам возглавить ЦСКА, который станет базовым клубом сборной». Я отказываюсь. Ну как мне прийти на место тренера, который только что выиграл чемпионат страны. Как меня встретит команда! Потом звонят из КГБ, приглашают приехать. На Лубянке ведут прямо в кабинет шефа этого ведомства Андропова, который курировал хоккей. Опять отказываюсь: «В Риге меня все устраивает, жена довольна». – «Хорошо, посоветуйтесь с супругой, через недельку встретимся». Встречаемся, я снова твердо стою на своем. Вдруг звонок. «Тихонов опять отказывается», – жалуется Андропов своему собеседнику. – «Юрий Владимирович, – отвечает голос. – Разве он не знает, что в этом кабинете не отказываются?» Андропов дал мне полный карт-бланш: «В первую очередь наладь дисциплину, можешь убирать кого угодно, даже Петрова».

     


    И вот партсобрание, на котором отчисляем одного известного защитника. «Что вы себе позволяете, это же олимпийский чемпион, майор…» – негодуют вокруг. «Сейчас наберу номер, и все это скажите Андропову», – отвечаю. Все сразу замолчали. У меня и впрямь был прямой номер шефа КГБ, правда, я ни разу им так и не воспользовался.

    А чемпионат мира-78 принимала Прага. Понимаете, какие у нас были шансы? Мне в сборной требовался еще один помощник. Нам вдвоем с Владимиром Юрзиновым работать было тяжело. Предлагаю одному маститому специалисту – отказывается. Понимает, что в случае поражения всех нас разгонят.

    Вызывает меня глава Спорткомитета Сергей Павлов. Напротив сидит Тарасов. «Юрзинов плохой тренер», – горячится Анатолий Владимирович. «Так помогите Виктору Васильевичу на чемпионате мира», – предлагает Павлов. «Только после Праги», – отвечает Тарасов.

    В Праге мы вернули титул чемпиона мира, потом победили сборную НХЛ в Кубке вызова-79. Когда я решил поставить в ворота на третий решающий матч вместо Третьяка никому не известного Мышкина, даже Юрзинов удивился. Счет 6:0 доказал мою правоту.

    Увы, на Олимпиаде-80 в Лейк-Плэсиде нас ждало разочарование. Предупреждал ребят, что главные наши соперники – не чехи, а американцы. Мне не поверили или не услышали. Ведь перед Играми мы в Нью-Йорке разгромили хозяев 10:3. После этого всерьез их не воспринимали. Теперь понимаю, что американцы носились весь матч, наверное, под допингом. Но это не оправдание поражению. После последней игры со шведами (9:2) некоторые наши олимпийцы так обильно заливали горе, что пришлось их буквально разносить по номерам. А мне – отчислить из сборной пять человек… - цитирует Тихонова Советский спорт.

    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»