-
Не думай, что слепые совсем без глаз. РФС провел второй турнир для людей с инвалидностями и ограниченными возможностями
В Сочи прошел финал всероссийских соревнований по футболу среди людей с инвалидностью и ограниченными возможностями15.11.22 16:31
Синдром Дауна, церебральный паралич, глухота, слепота, отсутствие конечностей. Под эгидой РФС в Сочи прошла финальная часть всероссийских соревнований по футболу среди людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья «Стальная воля». На нескольких сотнях квадратных метров собралось почти полтысячи человек, не таких, как все. В «нормальном» понимании их бы всех пожалеть, но жалко не было. Жалко было себя. Ответ на вопрос – «А ты бы смог?» – дать сложно, а проверять не хочется.
Форум – об этом напомнил на церемонии закрытия руководитель благотворительных программ «Фонбет» Никита Иванов – придумал и продвинул Алексей Смертин, отвечающий в РФС за соответствующее направление. Для тех, кто не помнит Алексея Смертина на поле: до сборной России он дорос не благодаря сверхталанту, а исключительно из-за упорства, сосредоточенности на цели, самодисциплины, проникающим ударам по потолку собственных возможностей через «не могу». Легенда о папе, который не пускал сына в лифт, а заставлял прыгать на одной ноге на девятый этаж барнаульской «точки», пришла в мир примерно в то же время, когда Смертин сыграл в высшей лиге за «Локомотив». На проект «Стальная воля» определенно вывело подсознание и естественным образом растущее с возрастом желание отдавать.
Справка в цифрах
В соревнованиях приняло участие более 600 спортсменов.
Представлено 26 регионов России, а также Белоруссия.
5 аккредитованных Минспортом Федераций спорта лиц с ограниченными возможностями.
8 дисциплин и направлений
-
футбол лиц с заболеванием церебральным параличом (мужчины, юноши);
-
футбол ампутантов (мужчины);
-
футбол глухих (мужчины, женщины, юноши);
-
мини-футбол лиц с интеллектуальными нарушениями (мужчины, юноши);
-
мини-футбол В1 – футбол слепых;
-
футбол на электроколясках;
-
футбол среди людей с синдромом Дауна;
-
диафутбол – футбол среди людей с сахарным диабетом.
Итоговые результаты «Стальной воли»
Турнир с ходу бьет по оксюморонам. Безрукий вратарь – не значит плохой. Просто у него нет руки, и, если бить под ту, которой нет, шансов больше. Одноногий футболист – не значит, что одна нога слабее другой. Она в принципе одна. Слепой нападающий – не хронический мазила. Это инвалид по зрению, который взамен усилил чувство пространственной ориентировки насколько, что способен пройти трех защитников и заложить точно в «девять».
В турецком языке есть поговорка: «Не думай, что горы необитаемы, не думай, что слепые совсем без глаз». Основной ее смысл – предостережение от недооценки. В данном случае – недооценки человеческих возможностей. Турки что-то об этом знают. Там прошел в феврале чемпионат мира среди ампутантов, а победителей награждал лично Мехмет Тейип Эрдоган. Когда дело доходит до государственной значимости, скорбное снисхождение забывается.
Дмитрий Удалов лишился ноги в 9 лет. Он мог остаться мальчиком, над которым всю жизнь льют слезы, при виде которого смущенно отводят глаза. Но стал трехкратным чемпионом мира, дважды выигрывал чемпионат Европы и столько же раз признавался лучшим игроком мира. Поле номер 1 гостиничного комплекса «Бархатные сезоны» «рвал» свой Криштиану Роналду. И его никто не думал жалеть – его боялись все соперники, но так и не смогли остановить. В финале Удалов двумя мячами вырвал победу для своего «Алтайского края» (вспоминаем, где родился Алексей Смертин) у «Северной Осетии». А после свистка, держа на одной руке дочку, извинялся перед партнером: «Прости, что не отдал, уже не видел тебя – так наелся…»
Футбол ампутантов – зрелищный вид. Не стесняйтесь слов, называйте все своими именами – да, это зрелищно. Быстро, интеллектуально, невероятно технично – в распоряжении полевых игроков (их четверо) два костыля и одна нога. У вратарей – по одной руке. Все вместе они дают не только динамику, но и неуловимые игровые кроссворды. Вам кажется, что мяч сейчас нелепо застрянет в этом частоколе, а он в касание летит на ход тому, кому надо. Удары, словно из пушки, которые каким-то образом умудряются (до поры до времени) отражать голкиперы. Все вместе напоминает взбесившийся кикер – с элементом случайности близким к нулю.
То, что участники «наедаются» – неудивительно: столько спринтов на костылях со скоростью голодного динозавра! При этом никто не отменял резкие торможения, смены направления, отработку назад.
Особое достижение. В рамках форума была представлена первая российская электроколяска для игры в футбол. Она может разгоняться до 10 км/ч, у нее максимально снижен центр тяжести, а «внутри» используется отечественное программное обеспечение.
Боль футболистов-ампутантов – давно не в том, что они не могут играть в футбол, как все. Их вид до сих пор отказываются признать паралимпийским – боятся травм и тяжелых увечий. Один из тренеров недовольно фыркает: «Я больше десяти лет в этом деле, и на моей памяти никто себе даже пальца не сломал!»
С одной стороны, это удивительно, ведь костыли из металла. С другой – нисколько, учитывая, с каким уважением относятся друг к другу участники даже когда идут в стыки с лязганьем и уханьем. Как к штучным партнерам, редким, единственным и неповторимым. Этот футбол в какой-то момент остановился в приросте, став чем-то вроде закрытого клуба. Пополнений, как вы понимаете, никто и не жаждет. Но если беда, есть к чему прийти. So it goes – лучше Воннегута никто не напишет.
Полей много, на каждом что-то происходит. Слева – шумнее всего. Справа – тишина. Громко там, где без подсказа невозможно – рубятся инвалиды по зрению. На глазах повязки, чтобы уравнять всех – степень зрячести у футболистов все-таки разная. Вратари обычные – чтобы расставлять стенки, подсказывать, управлять. В такой команде голкипером может стать кто угодно – хоть тренер, хоть Игорь Акинфеев.
Главная звезда «Стальной воли» – нападающий-альбинос из Дагестана, похожий на Деда Мороза. Пока он закрепляется на мяче, кажется, что вот-вот заблудится, но едва «привязывает» его к ногам, становится неудержимым. Его прорывы напоминают американский футбол, когда все несутся за одним обладателем «дыни». Колокольчик на мяче в помощь – если незрячий игрок приложился, то со всей концентрацией, мощью и… точностью. Чутье у этих футболистов звериное, и чтобы увидеть одно-другое чудо приходится терпеть частые паузы. Фолы неизбежны.
А на соседнем поле играют быстро, молча, без подсказов, реплик и междометий. У глухонемых другая радость – им не нужен колокольчик…
По сравнению с весенним турниром, этот расширился на две дисциплины. Играли диабетики и – особый вызов, принятый организаторами – люди с синдромом Дауна. Это направление держится исключительно на энтузиастах и, без преувеличения, героях, если вдруг кому не хватает вокруг примеров чистого героизма. Подходишь к этим ребятам сначала с опаской и смущением, типичной маской на лице, которую надевает каждый, кто встречает на улице особенных. Начинаешь подслушивать тренеров, не понимая, как в принципе им удается дать установку.
Тактическое задание распределяется плавно, но структурно, с повторами и акцентами. Тренер не сбивается, даже когда один из подопечных начинает поглаживать его по голове. Они сомкнуты, как настоящая команда, они слушают, а потом выходят на поле и играют. И вам не хочется ни смеяться, ни плакать. Тем более, сочувствовать, ведь этого не делают и тренеры, которые могут подбодрить: «Вы что, больные?!»
Старый стереотип – если ты не такой, то ты никакой – разрушен. Большой футбол бывает жестоким и даже противным, но когда на турниры в регионах приходит по пятьсот человек и футболисты с диагнозом-ярлыком слышат скандирование «Молодцы!», у него оказывается совсем другое лицо.
Футбол – это на 90 процентов концентрация, твердит любой профессиональный тренер. Где она и где дети с церебральным параличом, у которых мысль бежит вперед, но тело отстает, как машина с мигалками от взлетающего самолета? В пример мне приводят мальчика Гену – вратаря команды из Санкт-Петербурга, которую поддерживает «Зенит» (в его форме Гена и занял третье место). Для него в повседневной жизни проблема просто поймать мяч. Но когда начинается игра и появляется стимул превратиться в тигра, парень начинает «тащить». А кто-то из его партнеров вдруг бьет с разворота в верхний угол так, словно повторял это действие на разминке раз сто. На самом деле нет, не повторял.
Интересно, если хоть у кого-то из них спросить, хотят ли они съездить в форме сборной России в Узбекистан и Таджикистан на товарищеские матчи, что ответят?
Внутри этого спортивного городка нет обязательного, «как положено», трагизма, никто не цокает языками, не качает головами. У них здесь своя жизнь, и именно гости ловят настроение участников, а не наоборот. Вместе они счастливы, чувствуя к себе совершенно иное внимание, чем в повседневной жизни. Все в руках профессиональных клубов для того, чтобы превратить для этих людей мимолетность в привычку соревноваться. Если не несколько, а все крупные «интерессанты» подхватят направление, помогая хотя бы ресурсами и инфраструктурой, сплоченности в обществе, о которой столько говорится и пишется, станет больше. Как отличить реальную помощь от хайпа – разберемся по ходу.
«Стальная воля» – чистый пример, когда «хочу» делает реальным «могу». Именно это тот самый смысл, что придает футболу волшебную силу. Поэтому в него играют и, оказывается, способны играть в будущем очень многие из тех, кому в жизни повезло меньше.
Можно написать «к сожалению», но лучше so it goes. Вот такие дела…
Сочи
Читайте также
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём» -