• Американцы показывают спорт со Спанч Бобом и Симпсонами – футбольным функционерам стоит поучиться

    Футбол близок к расколу. Его спасут трансляции с мультяшками?
    Американцы показывают спорт со Спанч Бобом и Симпсонами – футбольным функционерам стоит поучиться  - фото

    Фото: YouTube-канал NFL

    2024 год показал узколобость и отсутствие фантазии у футбольных функционеров. Боясь появления Суперлиги, чиновники УЕФА пошли на поводу у владельцев клубов и ради увеличения доходов запустили новый формат Лиги чемпионов.

    Желая получать прибыль чаще, чем раз в четыре года, ФИФА реформировала клубный чемпионат мира, увеличив число команд с 8 до 32. И все это вызывает недовольство не только у работников (футболистов и тренеров), но и у руководителей чемпионатов и клубов.

    В октябре президент Ла Лиги Хавьер Тебас угрожал ФИФА коллективным иском в суд:

    «В понедельник у нас будет совместная конференция с FIFPro, Ла Лигой и английской Премьер-лигой. Мы намерены осудить ФИФА в органах Европейского союза за её односторонние решения. Теперь мы должны проглотить клубный чемпионат мира, потому что так решила ФИФА. Но ни одна национальная лига не согласна с этим», – говорил Тебас в интервью Marca.

    Мировой футбол как никогда близок к расколу. И виноваты в этом чиновники, которые не смогли предложить что-то более изобретательное, чем простое увеличение числа матчей.

    Да, краткосрочный эффект это дает. ФИФА уже получила от DAZN один миллиард долларов за телеправа на КЧМ-2025, а победитель соревнований сможет заработать больше 100 млн долларов. Однако у такого экстенсивного роста есть два изъяна.

    Из-за роста числа матчей увеличивается количество травм. Так, в сезоне 2023/24 в ТОП-5 лигах Европы было зафиксировано 4 123 повреждения, что превысило показатели предшествующего сезона на 4 процента. Из-за роста числа травм падает качество футбола как зрелища. Сильнейшая команда Англии «Манчестер Сити» просто развалилась после травмы лучшего игрока года Родри. Да и действующий победитель «Лиги чемпионов» «Реал» буксует не только из-за новичка Мбаппе, но и из-за повреждений Карвахаля, Винисиуса, Алабы, Менди и Милитао.

    Это привело к тому, что футболисты уже подумывают о забастовке, о чем говорил Родри за пять дней до того, как порвал крестообразные связки колена:

    «Да, я думаю, мы близки к этому (к забастовке). Если вы спросите любого игрока, он скажет то же самое. Это не мнение Родри или кого‑то еще. Это общее мнение игроков. И если так будет продолжаться, наступит момент, когда у нас не будет другого выбора»

     

    Тревожный звоночек для футбольных деятелей.

    Пределы экстенсивного роста конечны. Да, сейчас доходы повысить удалось. Однако через 10 лет руководители клубов снова поднимут возглас о том, что нужно зарабатывать больше, а число матчей не увеличишь, потому что уже все временные слоты заняты. Футболисты и так играют без летнего отпуска из-за континентальных первенств, КЧМ и мундиаля. И остается отдыхать только в лазарете.

    Что же тогда делать? Повышать интерес к футболу, улучшая качество контента, тех же телетрансляций. Современного зрителя привлекает красивая телекартинка с графическими дополнениями. Опрос New York Post показал, что что для 77 процентов молодых зрителей важно, чтобы вещательные компании создавали увлекательный контент с использованием статистики, графики дополненной реальности (AR), виртуальных студий, инструментов спортивного анализа и многого другого. А 29 процентов зрителей признались, что отдадут предпочтение трансляции с такими элементами.

    И тому, как это внедрять, футбольным деятелям стоит поучиться у НФЛ – самой богатой лиги США. В 2022 году лига по американскому футболу заработала 11,9 миллиардов долларов (для сравнения – совокупный доход АПЛ и Ла Лиги составил 10,2 млрд). При этом клубы играют относительно немного – от 17 до 21 матча за сезон (футбольные европейские команды только в национальных чемпионатах проводят больше 30 встреч).

    И такие доходы во многом обусловлены интересом зрителей к телетрансляциям, в которых можно увидеть как статистику того, сколько игрок набирает очков по понедельникам, так и Спанч Боба, радующегося тачдауну. Стоп, что?

    Да, в январе 2021 года холдинг ViacomCBS провел уникальный эксперимент, показав трансляцию матча уайлд-кард плей-офф «Нью-Орлеан Сэйнтс» – «Чикаго Бэрс» на двух телеканалах – CBS и «Никелодеон». И если на CBS трансляция была классической, то на детском «Нике» она была адаптирована под детей с помощью графики. На бровке появлялся Линкольн Лауд из мультсериала «Мой шумный дом», в моменты тачдаунов на поле «разливался» слайм, а Спанч Боб, Патрик и Сэнди отмечали результативные действия команд в «Красти Краб». Заодно сложные правила американского футбола для детской аудитории разъяснял их ровесник, а комментаторы проводили параллели со школьными ситуациями.

    Эта трансляция собрала два млн зрителей и практика стала ежегодной. За последующие три года на «Никелодеон» были показаны еще четыре трансляции (в том числе Супербоул), где на поле танцевали Черепашки ниндзя, а Губка Боб и Патрик комментировали игру прямо из Бикини Боттома. Представили подобную студию на «Матч ТВ» с Крошем и Ежиком?

    Студия с Губкой.jpg

    Да, аудитория стала значительно меньше из-за утраты эффекта новизны, однако она ни разу не была ниже отметки в 900 тысяч человек. А такие трансляции давали значительный прирост зрителей для НФЛ. Так, игра  «Лас-Вегас Райдерс» – «Канзас Сити Чифс» 25 декабря 2023 года собрала самую большую рождественскую аудиторию с 1989 года. А прирост аудитории на Супербоуле-2024 по сравнению с прошлым годом составил 7%.

    Мультяшные альтернативные трансляции в США делают не только для детей, но и для взрослых. Совсем недавно Disney+ и ESPN+, видимо, решили сыграть на ностальгии американцев и организовали трансляцию матча между «Бегалс» и «Ковбойз» в стиле «Симпсонов», ситкома, выходящего с 1989 года. И они пошли еще дальше, чем «Никелодеон», – мультяшные герои были «участниками» самой игры. Лиза Симпсон получала мяч от квотербека Барта, обыгрывала Гомера и заносила тачдаун, а на трибунах действиями игроков восхищался Чарльз Бернс.

    Из этой игры была сделана даже полноценная серия «Симпсонов». Данных о рейтингах игры нет, однако на официальном YouTube-канале НФЛ получасовую нарезку посмотрели 233 тысячи человек.

    Такой смелый подход позволяет НФЛ оставаться популярной у молодых зрителей – 64% поклонников американского футбола – это люди в возрасте 25-39 лет. И пока президент «Реала» Флорентино Перес для привлечения зумеров предлагает сократить время футбольных матчей до 60 минут, американцы делают шоу и остаются верными традициям. 

    Телеграм-канал автора – «Записки Назаренко»


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»