-
Безопасность, удобная логистика и компенсация за Лигу чемпионов: как президент РФС Дюков объяснил выбор «Газпром Арены» для матча за Суперкубок России
9 июля на стадионе в Санкт-Петербурге сыграют «Зенит» и «Спартак». Но этот вопрос можно было решить и раньше11.06.22 15:40
10 июня было объявлено официально из уст первых лиц РФС, включая президента Александра Дюкова, что 9 июля «Спартак» сыграет с «Зенитом» в матче за Суперкубок России-2022 на стадионе «Газпром Арена» в Санкт-Петербурге.
Или не сыграет?
Нашумевшая тема бойкота ожидаемо стала центральной в ходе общения главы РФС с журналистами, и даже заставила Дюкова объясняться на повышенных тонах.
«Спорт День За Днем» участвовал в онлайн-брифинге, и разобрал все детали жаркой дискуссии на тему бойкота «Спартака», выбора стадиона для Суперкубка и админ-ресурса «Зенита».
Свое общение с журналистами Дюков начал с подробного приведения аргументов в пользу утвержденной по итогу кандидатуры Санкт-Петербурга в качестве хозяина матча за суперкубок в 2022 году. Александр Валерьевич отметил высокий уровень организационной готовности арены в Северной столице.
А как же Казань и Нижний Новгород? По мнению Дюкова, их стадионы в данный момент готовы принять только матчи РПЛ, а требования к проведению матча за суперкубок – выше. К тому же, упомянутые города уже проводили решающие матчи за национальные трофеи, а «Газпром Арена» не видела пока в своей истории ни одного финала (первый потенциальный был отобран «благодаря» УЕФА).
Однако тот же Нижний принимал матч 2018 года между «Локомотивом» и ЦСКА (среди 45 319 кресел лишь 2000 оказались пустыми). А в 2016 году «Зенит» и ЦСКА без проблем выявили сильнейшего в финале Кубка России в Казани (36,5 тысяч пришедших зрителей при общей вместимости чуть более 45 тысяч).
Способны ли эти арены обеспечить качественную телетрансляцию, собрать полную чашу болельщиков и провести церемонию награждения победителя? Безусловно. Принцип не отличается от того, который применяется в рамках РПЛ.
Но говоря о «требованиях к суперкубку» Дюков, скорее всего, подразумевал и фактор логистики: имеет ли смысл командам из Москвы и Санкт-Петербурга, а также их болельщикам, преодолевать большее расстояние и тратить большую сумму средств на весь процесс плана «дорога из дома-матч-дорога домой», когда для проведения игры есть все необходимые условия в двух столицах?
Да и насколько готовы были бы службы безопасности Казани и Нижнего обеспечить порядок без ущерба ритму жизни городов при встрече многотысячных армий фанатов столь принципиальных команд? Не думаю, что здесь риск был бы благородным делом.
При этом Дюков отметил, что аргументом «против» «Газпром Арены» выступало то, что поле не является нейтральным для одного из участников.
«Критерий нейтральности никогда не учитывался при принятии решения о проведении матча за Суперкубок», – сказал Дюков.
Из 19 предыдущих финалов лишь четыре прошли на стадионе одного из соперников:
2003 год. «Локомотив» (Москва) – ЦСКА (Москва) / 1:1 (4:3, пен.). Стадион: «Локомотив» (Москва),
2005 год. «Локомотив» (Москва) – «Терек» (Грозный) / 1:0. Стадион: «Локомотив» (Москва),
2015 год. «Зенит» (Санкт-Петербург) – «Локомотив» (Москва) / 1:1 (ДВ), (4:2, пен.). Стадион: «Петровский» (Санкт-Петербург),
2017 год. «Спартак» (Москва) – «Локомотив» (Москва) / 2:1 (ДВ). Стадион: «Локомотив» (Москва).
Не считая исторически нейтральных «Лужников».В трех из этих четырех финалов побеждали истинные хозяева поля. Не этим ли руководствовался «Спартак», опасаясь выезда в Северную столицу? А как же вера в собственные силы и мотивация одолеть противника на их же территории?
В качестве «альтернативной нейтральности» глава РФС заявил о равной билетной квоте для болельщиков «Зенита» и «Спартака». А значит при вместимости порядка 68 тысяч зрителей стоит ожидать до 34 тысяч спартаковских болельщиков. Сильнейший должен выявляться в равной битве.
По восприятию, аргументы Дюкова в пользу Петербурга скорее оказались похожими на то, что город получил своеобразный «утешительный приз» после отобранного УЕФА финала Лиги чемпионов.
«У Петербурга есть возможность использовать временную инфраструктуру, адаптированную к финалу Лиги чемпионов в ходе подготовки к проведению игры. Она уже создана и ее можно использовать», – сказал Дюков.
При этом у той же «Казань Арены» висит на волоске судьба Суперкубка УЕФА-2023. Разве стадион в столице Татарстана не располагает необходимой инфраструктурой? Не просто же так их заявку в свое время одобрили и утвердили в качестве итоговой. Да и волонтеров, которых упомянул Дюков, явно набралось бы немало, опираясь на опыт Универсиады-2013 и чемпионата мира по футболу-2018.
По сути, одна из целей розыгрыша Суперкубка в Санкт-Петербурге, озвученная Дюковым, – использовать наследие финала Лиги чемпионов. Мол, не зря же готовились, чего добру пропадать.
Далее мы дошли до «вишенки на торте»: обсуждения возможного бойкота «Спартака» и потенциальных санкций для московского клуба со стороны РФС.
Поначалу Дюкову было трудно объяснить подобный мотив красно-белых и возможный ответ РФС. При этом он допустил замену «Спартака» на «Сочи», который занял второе место по итогам сезона в РПЛ. Тем более, что если бы «Зенит» в минувшем сезоне выиграл бы и Кубок России, то именно сочинцы стали бы соперниками петербуржцев.
«Если регламент предполагает какие-то санкции, то они будут применены. Если такой возможности нет, значит санкций никаких не будет. Матч все равно будет проведен, но будет другой участник. Мы не видим никаких оснований для какого-то бойкота», – сказал Дюков.
Получается, что от бойкота «Спартака» проиграет только сам «Спартак».
Но клуб и без того подлил масла в огонь, опубликовав как бы намекающий пост на своей странице в телеграм.
– Александр Валерьевич, но вы же понимаете, что сейчас создается конфликтная ситуация, и при возможности проведения матча на нейтральном поле мы бы ее точно избежали?
– Мы что сейчас с вами обсуждаем? Отношение к бойкоту со стороны РФС мы обсудили. Мы не видим основания для этого бойкота, поскольку те регламентные нормы, которые существуют, те принципы и критерии, которые всегда использовались при принятии решения, они все выполнены и соблюдены.– Обсуждалась ли позиция «Спартака» на Исполкоме? Расцениваете ли вы поведение «Спартака» как шантаж?
– Вы заставляете меня комментировать некие слухи и предположения, но это сложно делать. Давайте дождемся официальных заявлений. На данный момент мы не получали никаких заявлений со стороны «Спартака».А ждать осталось меньше месяца.
Вновь перечисляя критерии важности суперкубка (максимизация посещаемости, максимизация доходов, а также готовность стадиона к проведению матча на очень высоком уровне и продвижение новых арен), Дюков уже на повышенном тоне удивлялся, почему раньше никого не беспокоил вопрос о месте проведения матча за Суперкубок:
«Есть критерии, на которые никто никогда не обращал внимание, и все были готовы ехать в том числе и не на нейтральное поле, и это никого не волновало. Вдруг, неожиданно, это становится важным. Вы считаете правильным отмести все те критерии, и исходить из того, что есть некое мнение, которое официально не артикулировано в принятии решений? Мне кажется – это неправильно. Девятнадцать сезонов до этого нейтральность не была важна. Иначе не надо было и в принципе давать «Газпром Арене» возможность подать заявку. Московские стадионы не подали заявку, а Петербург подал. И на основании чего отказывать?
А если завтра начнутся требования назначить того или иного судью? Если тот или иной судья не будет назначен, то что – бойкот? Требования в предоставлении той или иной раздевалки, чего-то еще. Я не могу назначить стадион. Так не работает. Инициатива должна исходить от стадионов».
Аргументы – весомые, но представители «Спартака» до этого предположили, что суперкубок отдали «Газпром Арене» потому, что «Зенит» воспользовался админ-ресурсом. И вот что на это ответил Дюков:
«Алексей Борисович Миллер данный вопрос не только не обсуждал, но даже и не интересовался им. От сотрудников «Газпрома» тоже не было никаких обращений по поводу поддержки Санкт-Петербурга. Все, что было – инициатива клуба и стадиона. Никакого лукавства нет, я вам это подтверждаю. Если следовать вашей логике, то тогда как «Зенит», который во время моего президентства в РФС провел две игры на суперкубок будучи чемпионом в Москве, с «Локомотивом»? Это что тогда было? Лоббирование со стороны «РЖД»?»
Поразмышляв над словами Дюкова, все же можно понять его аргументы и согласиться с ними (как бы кому этого не хотелось): такая вывеска, как «Зенит» – «Спартак», больше подходит одной из столиц. Как минимум из-за наличия там не менее качественных, чем в регионах, арен, и более упрощенной логистики – одним добираться на «Сапсане» или на самолете (примерно 2-4 часа), а другим и вовсе никуда не надо уезжать (кто-то живет буквально «через мост» от стадиона). Аншлаг обеспечен, а вместе с ней – хорошая прибыль для всех.
Но разве так сильно зависит от календаря РПЛ возможность выбрать ту или иную арену для суперкубка, который будет почти через год? И не лучше ли это делать тогда, когда еще не известны потенциальные участники встречи: чемпион России и обладатель кубка страны? Хотя бы в зимнюю паузу. Тогда и у команд не возникнет каких-либо домыслов о предвзятости.
Хочется верить, что после матча останется меньше вопросов, на которые тяжело дать ответ. И пусть победит сильнейший. Не в медиапространстве, а на футбольном поле «Газпром Арены», которая способна провести матч за Суперкубок на высочайшем уровне.
Кто бы что ни говорил.
Фото: EPA / VOSTOCK-Photo, Вячеслав Евдокимов / ФК «Зенит»
Читайте также
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»