-
Чем закончится лицензионная кампания для РПЛ? «Оренбург» практически у цели, «Факел» должен успеть
Состав участников РПЛ 2022/23: «Оренбург» и «Факел» должны решить проблемы до 1 июля08.06.22 13:34
«Оренбург» и «Факел», пробившиеся в Российскую премьер-лигу на сезон-2022/23, все еще должны привести свои стадионы в соответствие критериям лицензирования.
«Оренбургу» выдадут сертификат до конца июня
«Оренбург», завоевавший в 2021 году прямую путевку в РПЛ, не получил права на повышение. Причина банальна – нарушение требования РПЛ по минимальной вместимости стадиона (10 000 мест). Местный «Газовик» на тот момент мог принять лишь 7500 человек, при этом клуб выполнял все остальные критерии по лицензированию, включая нормативы для проведения матчей под эгидой УЕФА.
Решение об отказе в выдаче лицензии «Оренбургу» комиссия Российского футбольного союза (РФС) по лицензированию принимала, руководствуясь действующим регламентом, рассказал на специальном брифинге ее председатель, заместитель генерального секретаря РФС – директор по развитию Максим Митрофанов.
К слову, без лицензии прошлым летом осталась и владикавказская «Алания», чей стадион подвергся сносу. Теоретически, оба клуба могли получить лицензии, если бы РПЛ разрешила играть на стадионе меньшей вместимости («Оренбург») или на лицензированном стадионе в другом регионе («Алания»). РФС предложил тогда лиге рассмотреть эти предложения, но представители подавляющего большинства клубов высшего дивизиона на общем собрании проголосовали против.
Год спустя, оренбуржцы практически у цели – реконструкция стадиона близится к завершению, до конца июня в этой истории должна быть поставлена точка.
– ФК «Оренбург» провел работы по реконструкции стадиона, там уже несколько раз побывали наши специалисты, отвечающие за его сертификацию. Лицензия выдана под условием, что к началу сезона стадион получит сертификат соответствия. Уже проведена предварительная сертификация, и у нас нет оснований считать, что стадион не будет соответствовать требованиям лицензии РФС-1, – говорит Митрофанов. – В эти дни объект сдается, до конца месяца должен быть оформлен акт ввода в эксплуатацию, после чего мы выдадим сертификат соответствия стадиона первой категории.
Какие гарантии дает «Факел»?
Митрофанов добавил, что за прошедший год в клубах РПЛ заметно вырос уровень ответственности к вопросам по лицензированию, в результате чего существенно сократилось количество команд, получивших лицензии при условии устранения замечаний различного характера – в том году их было восемь, в этом – лишь четыре. В их числе в текущей лицензионной кампании оказался еще один новичок РПЛ, воронежский «Факел».
Команда Олега Василенко добыла прямую путевку в высший дивизион, но сам процесс лицензирования проходил негладко. Воронежцы получили лицензию при условии, что к 30 июня исправят недочеты технического характера, связанные с системой освещения и системой контроля и управления доступом на стадион. Свое стремление устранить замечания в срок руководство «Факела» подкрепило гарантиями в виде оплаченных контрактов с привлеченными контрагентами.
– «Факел» предоставил перечень контрактов с подтверждением оплаты на общую сумму свыше 230 млн рублей. Наши специалисты регулярно туда выезжают, мы контролируем выполнение работ, есть и подтверждения от привлеченных производителей оборудования, что тот или иной контракт будет исполнен к определенной дате. У нас есть все основания полагать, что клуб добросовестно подходит к выполнению взятых на себя обязательств, – отмечает Митрофанов, и добавляет, что даже в случае возможного срыва сроков по вине третьих сторон – поставщиков и подрядчиков «Факела», бремя ответственности за нарушение дедлайна все равно ложится на клуб.
Среди шести блоков критериев, которым должны соответствовать заявки команд в процессе лицензирования, финансовый блок является одним из ключевых. Механизм предоставления гарантий по стабильному финансированию деятельности клубов на протяжении всего сезона постоянно совершенствуется, что минимизирует риск досрочного «схода с дистанции» команд по причине образовавшейся «дыры» в бюджете. Время, когда лицензию можно было получить под гарантийные письма с обещаниями найти средства на обеспечение деятельности, бесповоротно ушло.
– Мы не принимаем такие письма. Если клуб получает бюджетное финансирование, просим показать соответствующую строчку бюджетной росписи в законе о бюджете региона его прописки – там должно быть указано, что эти деньги предусмотрены на спорт, в частности, на футбол, – говорит Митрофанов. – Также просим передать документ, подтверждающий, что выделяемые средства предназначены для профессиональной футбольной команды, и продемонстрировать, что клуб запустил, к примеру, процесс заключения договора о предоставлении ему субсидии. Тогда мы готовы рассматривать это, как элемент доказательства. Если вы просто говорите: «Обещаю!» – нет.
Как это было в Испании: «Эйбару» разрешили играть на маленьком стадионе
В истории футбола в Эйбаре, городке на севере Испании, ярко выделяется одна дата – 24 августа 2014 года. В этот день одноименный баскский клуб дебютировал в Примере, украсив праздник сенсационной победой над земляками из Сан Себастьяна. На месте «Реал Сосьедад» тогда могла быть любая другая команда элитного дивизиона – крохотный муниципальный стадион «Ипуруа» был бы заполнен до отказа.
На трибунах в тот день собрались 5173 зрителя, то есть почти каждый пятый житель городка, население которого составляет примерно 27 тысяч человек. Несмотря на то, что арена новичка не добирала до прописанного регламентом нижнего порога вместимости в 15 000 мест, руководство Ла Лиги разрешило баскам принимать соперников именно здесь. Правда, с оговоркой: вместимость стадиона нужно было увеличить до норматива для клубов Сегунды (6000 мест), что и было сделано к сентябрю 2015 года.
Второй этап реконструкции, закончившийся в 2019 году, позволил дополнительно увеличить вместимость «Ипуруа» до 8164 мест. На протяжении семи лет этот стадион принимал лучшие клубы Испании, здесь же отмечали высшее достижение «Эйбара» в Примере (9-е место в сезоне 2017/18), здесь же горевали прошлой весной, когда клуб потерял прописку в топ-дивизионе.
Стоит напомнить, что «Эйбар» не единственный клуб с маленьким стадионом, получивший пропуск в Примеру – в сезоне 2016/17 в чемпионате Испании дебютировал еще один новичок, «Леганес», чей стадион на тот момент принимал чуть больше 8 тыс. человек. В результате двухэтапной реконструкции муниципального стадиона «Бутарке», закончившейся в 2018 году, его вместимость была расширена до нынешних 12 454 мест, что по-прежнему ниже норматива Примеры, но не помешало команде из пригорода Мадрида выступать в топ-дивизионе вплоть до вылета в 2020 году.
Принимая тот самый «Эйбар» в «высшее общество», руководители Ла Лиги закрыли глаза на дефицит мест на трибунах, зато обязали басков выполнить требование по реорганизации клуба в публичную компанию с ограниченной ответственностью в соответствии со специальным законом, который был принят в Испании в 1990 году (под его действие не подпали лишь четыре клуба – мадридский «Реал», «Барселона», «Атлетик» и «Осасуна»).
Всего лишь за несколько месяцев акционерный капитал клуба должен был вырасти до порогового значения – 2,2 млн евро. Не хватало 1,7 млн евро и деньги собирали в буквальном смысле всем миром. В результате запущенной краудфандинговой кампании, которую, в частности, в соцсетях продвигал сам Хаби Алонсо, когда-то выступавший за «Эйбар», инвесторы из почти полсотни стран собрали необходимую сумму, и клуб получил зеленый свет на выход в Примеру. Если бы деньги не нашлись, «Эйбар» наказали бы ссылкой в третий дивизион.
Фото: ФК «Оренбург»; ФК «Факел»
Читайте также
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»