• Hypercube применяет психологическое давление. Из-за них российский болельщик перестанет разбираться в игре?

    27.09.21 20:10

    Мнение спортивного медиа-менеджера о футбольных реформах, предлагаемых России голландской компанией
    Hypercube применяет психологическое давление. Из-за них российский болельщик перестанет разбираться в игре? - фото

    Дискуссия вокруг «голландских» реформ для нашего футбола не очень-то и состоялась. Коллеги посидели за закрытыми дверьми в одном кабинете, затем поменяли кожаный уют автодиванов на залы с широкими столами, и еще немного посидели в другом, почти соседнем – по меркам большого города – кабинете. 

    Голландские специалисты, в свою очередь, слегка перестарались с очаровыванием журналистских пулов, прибив шанс на публичные споры, из которых и должна была бы родиться некая истина, применимая к русскому футболу. Ситуация не нова: «продать» свои идеи без адаптации к действительности, с подгоном результатов под ответ – фирменный нидерландский спорт. 

    Не будем вспоминать и про «голоса болельщиков»: онлайн опросники создаются так, чтобы получить конкретные результаты, и этой «магией» владеют многие организации, это часть консалтинговой работы.

    Dz.jpg

    Ральф Рангник не считает, что российскому футболу нужны изменения от Hypercube

    Одну из любимых мною идей, тем не менее, гости Таганки внесли: «младшим» лигам нужно играть по два своих первенства за год (весна-лето – полный турнир, лето-осень – полный турнир), ведь это добавляет количественно и матчей, и титулов. Да еще и сохраняет простое бюджетирование по календарю: то есть абсолютно точно поможет командам профессионального невысокого полета существовать в суровой реальности, когда не спонсор получает вычет в объеме помощи спортклубу («американский» вариант), а государство помогает спортклубу, получив со спонсора налоги («русская классика»). 

    В общем, «весна+осень» для младшеньких хороша, не внакладе останутся и губернаторы скромных регионов, которым наконец-то удастся щегольнуть перед коллегами титулованной командой, и средний местный бизнес, который сможет стать «поставщиком победителей».

    С остальными мыслями, к сожалению, наблюдаются суета, цейтнот и паника. Искусственно создана ситуация психологического давления, столь любимая телефонными мошенниками, «разводящими» бабушек на коды банковских карточек. Превратили в ненавистную болельщикам «финальную пульку чемпионата» простое пожелание увеличить число матчей, влияющих на итог сезона. Создали серьезные вероятности «младшим» и «средним» клубам не получить за год ни одного кассового матча, а «старшим» – шанс перекормить себя и своих болельщиков одним и тем же соперником. Количественно продлили сезон совсем на чуть-чуть, а схематически усложнили до такого состояния, что рядовой болельщик вообще перестал понимать, что-как-сколько-зачем нужно будет его команде в какой-то конкретный игровой период времени.

    CSka2.jpg

    «Мы, будучи глубоко погруженными в пузырь индустрии футбольных турниров, не замечаем, как выросшую на простоте игру превращаем в страницу заграничного паспорта»

    Стараются игнорировать и изменения в мировом футболе. ФИФА активно предлагает поменять календарь на более «плоский», спрессовав паузы на матчи сборных в один-полтора месяца в году (и агрессивно добивается таких перемен, уже забросив в публичное пространство «идею» двухлетнего цикла чемпионатов мира, от которой уйдет на «уступки» с сокращением количества «окон» под сборные, но увеличением их продолжительности).

    УЕФА уже расширяет групповой этап Лиги чемпионов. ИФАБ не выключает свой бешеный принтер, штампуя очередные изменения правил. Мы, будучи глубоко погруженными в пузырь индустрии футбольных турниров, не замечаем, как выросшую на простоте игру превращаем в страницу заграничного паспорта, где штампы громоздятся друг на друге, смешивая даты и погранпункты: мы тут давно, нам все понятно, все знаем и помним. А ведь разбираться (и остаться в игре) должен и ребенок, и именно из таких вдохновленных детей вырастают те, кто регулярно ходит на арены.
    Ну и, конечно, забыто, что итог сезона – не только итог чемпионата! Турнир, в котором определяется лучший футбольный клуб России, вполне может остаться консервативным по схеме: красота и элитность соревнования, в котором ты принимаешь соперников на своем стадионе, а потом бьешься с ними же на чужом, проверены временем. 

    Sem2.jpg

    Традиции и семейственность похода на стадионы строятся, в том числе, на грандиозных историях о том, как за один сезон «мой» клуб умудрился крупно проиграть «принципиальным», а потом «отомстил». На сериях, тренерских расчетах и циклах. И на игроках, бьющихся «за стрелку» или «за ромбик» (и чьи трансферы в футболе некоторые личности уж очень хотят превратить в хоккейные ежесезонные миграции). Историю не построить на играх «в полноги» ради попадания в ту или иную «зону» таблицы «под плей-офф», на принципе «сейчас дотянем, а вот в конце-то сыграем»...

    При этом нужно увеличить привлекательность участия в РПЛ. Сделать игру в главной лиге страны ключом в счастливое будущее и развитие инфраструктуры, специалистов лиги – примером в профессии, клубы лиги – стандартом, к которому стремятся. Если приводить прямые аналогии, то РПЛ должна быть местом, откуда вылететь – трагедия (как в Англии), где быть маленьким стабильным клубом – гордость региона от деревни до города (как в Германии), но за битвами лучших команд между собой интересно наблюдать в любое время года (как в Италии или Испании).

    «На настоящий момент вижу победителем предложение 1канал+Окко, а вице-чемпионом объединение Матч-ТВ с четвертым или пятым участником»

    Решение есть, и деньги на его реализацию – как показывает грядущий медиатендер – тоже есть. Клубам РПЛ нужен спортивный вызов с финансовой поддержкой, которая будет одобрена принципами и правилами европейской финансовой игры? Пожалуйста, играйте «Кубок Вызова». 16 команд, 5 игровых дней, классическая схема «без вылета», когда все участники определяют свои итоговые места по пути. В первом раунде 8 победителей уходят на битву за первую восьмерку, 8 проигравших – за вторую. Далее – через жеребьевку – четверки, потом – пары победителей и финальные битвы за места. Чем выше место – тем больше призовых денег. Победы – ценнее ценного.

    Да-да, финалисты нашего русского тендера должны расстаться со своими деньгами в пользу наших скромных русских футбольных команд: победитель заберет чемпионат классического формата, вице заберет «голодные игры», ой, то есть «Кубок Вызова», и сделает из него свое шоу. На настоящий момент вижу победителем предложение Первого канала+Окко, а вице-чемпионом объединение «Матч ТВ» с четвертым или пятым участником.

    12.jpg

    Кстати, если стартовать с 50 млн «призовых» для последнего места «Вызова», использовать шаг в эти же 50 млн, а победителю и финалисту помимо «шаговых» выделять дополнительно 200 млн и 100 млн соответственно, то на старте такого «Вызова» клубы будут драться за существенное пополнение бюджета, а к концовке – когда плюс-минус доход станет понятен — за бонусы финала и трофей. И, конечно, играть в этом турнире смогут исключительно клубы РПЛ. Для кого-то это будут своеобразные «голодные игры», а для кого-то – шанс сохранить прописку, реконструировать стадион, обустроить Академию. При 50 млн минимальных призовых и без затрат на производство (40 матчей, маркетинг итд) выходит 7,1млрд. А ведь шаг и базовую выплату можно и уменьшить... и увеличить.

    Но есть еще одна важная задача, которую можно попутно решить: продемонстрировать, что задача топ-клубов – радовать сотни тысяч людей, зарабатывать деньги и выигрывать трофеи в Европе, делая крутое шоу. Фиксируется регламентом процент призовых, направляемый на инфраструктуру и Академии. Все же понимают, что на Олимпийские игры мы не попадаем не из-за легионеров, а задача «обтесывать» юношей должна стоять перед фарм-клубами. Да?

    Николай Пантелеев – спортивный медиа-менеджер, работал руководителем новых медиа ФК «Зенит» (2009-2012), директором по коммуникациям ФК «Рубин» (2013-2015). 

    Текст представляет собой оценочную точку зрения самого автора и может не совпадать с позицией редакции.




    Комментариев: 0
    , чтобы оставить комментарий