• Как снимали Юрия Морозова, или почему тренер рвался в Киев

    Но получалось у Морозова только с с «Зенитом»

    10.04.20 10:10

    Как снимали Юрия Морозова, или почему тренер рвался в Киев - фото

    Фото: ФК Зенит

    При разговоре о скандальных тренерских отставках в «Зените» неизбежно всплывает имя Павла Садырина. Ничего не попишешь и историю не перепишешь, великого наставника действительно дважды увольняли из клуба, для которого он так много сделал, на скандальной ноте.

    По завершении сезона 1982 года Павел Федорович принял родную ему команду, сменив на посту главного тренера Юрия Морозова.

    И ни намека на скандал. Все тихо и благочинно. Время такое было. 1987-й, первая отставка Садырина – это уже перестройка на полном ходу вкупе с гласностью, это уже пресса становится понемногу серьезной силой. А в 1982-м журналисты, разумеется, что-то знали, но напечатать-то не могли.

     


     

    Уникальная история

    История была удивительная, по сути, совершенно уникальная! Морозов, напомню, создатель той самой бронзовой команды-1980, что вызвала в Питере эйфорию едва ли не большую, чем победа-1984. Ведь то был первый успех в многолетней истории «Зенита». Провал 1981 года Андреичу простили, а 7-е место в следующем сезоне позволило болельщикам надеяться на новый комплект медалей. И кстати, «Зенит» в 1983-м остановился в шаге от пьедестала. Но то был уже «Зенит» Садырина.

    Вопрос в том, кто же работал с командой в 1982-м? Звучит он дико: ясное дело, Морозов, а молодой Садырин – с дублем. О чем-то ином в тогдашних медиа – ни намека.

    На деле было иначе. После неудачи сборной СССР на чемпионате мира-1982 команду было предложено возглавить Валерию Лобановскому. С 1983 года. С важнейшей оговоркой: никакого совмещения постов! И киевский мэтр решил постепенно вводить в курс дел близкого своего друга Юрия Морозова, который проводил в Киеве множество времени. Питерский тренер не просто дружил с киевским, он еще был и фанатом его тактических идей и разработок, методик подготовки. Настолько, что бросал СВОЮ команду. Существует легенда, будто хозяин Украины, первый секретарь ЦК КПУ Владимир Щербицкий договаривался с главой ленинградского обкома Григорием Романовым, чтоб тот отпустил Морозова. Но это – лишь легенда, Романов предельно дистанцировался от футбола и не занимался им. Все Морозов с Лобановским решали между собой. Но все тайное становилось явным.

    И тогда вмешался обком КПСС

    Владимир Казаченок вспоминал: Андреич в ходе второго круга чемпионата страны 1982 года постоянно улетал в Киев, возвращаясь на день перед игрой. Команду тренировал Садырин. Морозов, проводя с нами по несколько часов, был недоволен, коллектив лихорадило. Меня вызвали в обком к руководству, посоветоваться по поводу этой ситуации, спросили мое мнение по вопросу: отпускать ли Морозова в киевское «Динамо» и если отпускать, то когда? Я честно ответил, что если тренер занимается «Зенитом», то надо быть с командой, а если нет, то на усмотрение руководства».

    Важнейший момент в этой истории: кандидатуру Морозова в «Динамо» усиленно лоббировал Лобановский, но и он был не всесилен. А Щербицкий колебался, размышляя об Олеге Базилевиче, Йожефе Сабо и других специалистах.

    То есть, отставка Морозова витала в питерском воздухе, когда его перспективы в Киеве были еще неясны. Действительно, скандал.

    Владимир Казаченок был к тому времени коммунистом с кое-каким стажем и его вновь вызвали в обком, где был отдел, курировавший спорт. И там прямо спросили, можно ли доверить «Зенит» начинающему тренеру, коммунисту Садырину? Форвард ответил, посмотрите, дескать, на результаты, «Зенит» высоко располагается в таблице, а готовит-то команду на деле именно Павел Федорович.

    Рассорились и помирились

    В обком вызывали не только его, но и других членов КПСС из клуба, в частности, тренера Владимира Корнева, помощника Морозова. Казаченок даже столкнулся с ним в коридоре и уверен был, что именно тот и доложил все Морозову. А того вскоре отправили в отставку. Утверждения же в Киеве пришлось подождать. Угодивший в непростую ситуацию вспыльчивый Юрий Андреевич немедленно разругался и с Казаченком, и с Садыриным.

    Впрочем, Морозов отошел и извинился, все трое вскоре вновь станут друзьями. В Киеве у Андреича не получилось. У него вообще получалось только в Питере, с «Зенитом». Только с этой командой он выигрывал медали. Первые в ее советской истории, а затем и в российской.

    Почему он так пренебрег интересами «Зенита» в 1982-м? Сам он отказывался говорить на эту тему.

    Как человек, неплохо знавший Андреича много лет, с уверенностью скажу одно: не меркантильные мотивы тому причиной. Морозов был человек на удивление творческий. И скорее, в «Динамо» искал именно шанс раскрыть себя. 

    Читайте также

    Аршавин, Быстров и Денисов шли в одном пакете. Усилить «Спартак» и ослабить «Зенит» было очень заманчиво


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»