• Катар за год до чемпионата мира. Мы увидели это своими глазами

    За год до чемпионата мира-2022 в Катаре прошел Арабский Кубок, мы побывали на месте событий

    31.12.21 12:05

    Катар за год до чемпионата мира. Мы увидели это своими глазами - фото

    За год до чемпионата мира-2022 в Катаре прошел Арабский Кубок – с полной уверенностью его можно назвать генеральной репетицией.

    Что такое Арабский кубок?

    Хотя у этого турнира нет регулярных сроков проведения (предыдущий, например, состоялся в 2012-м году и завершился победой сборной Марокко, полностью составленной из игроков национального чемпионата), но для арабского мира это соревнование довольно значимое.

    В 2021-м году Арабский кубок впервые проводился под эгидой ФИФА и позволил маленькому Катару, строящему «чемпионат-оазис», проверить себя на больших мощностях.
    Что следует знать тем, кто собирается в Катар на чемпионат мира, который пройдет в ноябре-декабре следующего года?

    Если коронавирус не внесет новых поправок в регламент передвижений по миру, попасть в Катар не так уж сложно, хотя бумаг потребуется чуть больше, чем, например, для въезда в соседние ОАЭ.

    20211218_121359.jpg

    От россиян, помимо традиционного для многих стран свежего ПЦР-теста и вакцинации, катарцы требуют еще и тест на выработанные антитела после прививки (вероятно, это связано не с недоверием к конкретной вакцине, а участившимся случаями подделки и покупки документов). Также нужно зарегистрироваться на сайте министерства здравоохранения Катара, а по приезде активировать мобильное приложение Ehteraz. 

    Здесь кроется подвох - код подтверждения на российские номера часто не приходит, как было и в моем случае. Поэтому придется приобрести местную sim-карту, что можно сделать в аэропорту Дохи сразу у нескольких мобильных операторов.

    Не исключено, что приезд в Катар может усложнить попадание России в «красную зону» (мы уже «заскакивали» в нее на две недели в конце ноября). Это потребует обязательного карантина в специальных гостиницах. 

    Я прибыл после введения этих ограничений, правда, из-за нежелания сидеть в четырех стенах отельного номера пропустил групповой раунд Арабского Кубка.

    Что с визами?

    Отношения между Россией и Катаром безвизовые, но полученный Fan Id на Арабский Кубок становился визой и для граждан тех стран, кому она требовалась. Точно так же будет и во время чемпионата мира через год. Кстати, забрать Fan ID можно уже в аэропорту, и если вам не хочется искать такси или тратиться на него, в город можно уехать на метро, причем бесплатно. 

     

    Пользоваться этим транспортом, запущенном как раз к ЧМ-2022, гости Катара на протяжении всего турнира и не заплатят ни цента. Причем, в игровые дни Арабского кубка ФИФА даже делало смс-рассылки с призывом пользоваться общественным транспортом, а не личными машинами или такси.

    Не обошлось и без проколов

    Главная неудача всего Арабского кубка пришлась на день двух первых четвертьфиналов, с которого у меня и началось знакомство, как с турниром, так и инфраструктурой. За несколько часов до матча Тунис – Оман полностью перестало работать метро, как выяснилось позже, вышла из строя электроника, отвечающая за турникеты. 

    Столкнувшись с этой неприятностью, мне пришлось спешно вернуться в гостиницу расположенную в пешей доступности от станции и заказать такси до «Эдюкейшн Стэдиум». К счастью, эта арена, расположенная в районе Аль-Райян, находилась в 25-30 минутах езды от центра Дохи.

    Тем не менее, сбой работы метро привел к огромным пробкам на дорогах (это было главной транспортной проблемой Катара до появления метро), а полиция во избежание их увеличения не разрешала водителям такси высаживать своих пассажиров в адекватной близости к стадиону. 

    После того как мы «зашли на посадку» в третий раз с очевидной перспективой уйти на очередной круг, мне пришлось уговорить своего индийского друга «катапультировать» меня на минимальной скорости и выскочить из нового китайского Changan, заменившего в начале 2021-м Volkswagen и Nissan в сервисе такси Karwa.

    Ahmad Bin Ali Stadium (4).jpeg

    С одной стороны, такая накладка, случившаяся во второй день пребывания в стране, могла настроить на негативную оценку организации, но, как и при оценке игроков, нельзя поддаваться первому впечатлению. Последующие 10 дней показали, что в остальном Катар абсолютно готов к проведению ЧМ-2022, а поломка турникетов была лишь досадной случайностью. 

    Возможно, она даже была полезна для организаторов, чтобы вовремя внести поправки. Тем более уже по ходу матча Омана с Тунисом метро заработало, и на вечернюю игру Катара с ОАЭ можно было добраться максимально удобно и быстро.

    Впрочем, и здесь был нюанс.

    Формально посетить сразу же два матча четвертьфиналов или полуфиналов в один день было нельзя – билеты по одному аккаунту купить невозможно. По-видимому, организаторы посчитали, что успеть с одного матча на другой, если первый стартует в 18.00, а следующий в 22.00, невозможно. 

    В действительности, практически все стадионы расположены недалеко друг от друга, и если в первом матче нет дополнительного времени, времени хватает, чтобы даже успеть захватить часть разминки. 

    Единственное исключение стадион - «Аль-Байт» в Аль-Хоре, к северу от столицы. Как вы уже поняли, на автомобилях на игры ездить не рекомендуется, а общественным транспортом до него добираться тоже непросто. 

    Нужно прибыть до конечной станции красной ветки метро, Лусаил (где на одноименном стадионе состоится финал чемпионата мира, незадействованный на Арабском Кубке), от нее ехать почти 30 минут на специальном шаттле и еще минут 15 идти пешком от остановки. Если что, на «Аль-Байте» пройдет один из полуфиналов ЧМ-2022.

    Вернемся к трюку с покупкой билетов – чтобы посмотреть максимальное число матчей нужно всего лишь завести второй аккаунт и купить билеты с него. Некоторое беспокойство было связано с возможностью сличения данных билета и Fan ID, но никто из проверяющих этим не занимался, а по ходу турнира и для попадания на сами матчи паспорт болельщика перестал быть необходим, по сути, превратившись в удобный проездной билет.

    20211210_173229.jpg

    Так что с учетом того, что чемпионат мир в условиях максимальной близости арен друг от друга еще никогда не проводился, у болельщиков появляется шанс посетить огромное число игр, а как купить билеты (если ничего не изменится) вы теперь знаете.

    Проход на игры осуществлялся довольно быстро, а если следовать советам отлично работавших волонтеров и не вставать в первый же пункт досмотра, куда по традиции ломится 70-80 % зрителей, то все проверки и вход (даже на собравший 60 тысяч зрителей за 30 минут до стартового свистка финал) занимали не более 5-8 минут. Сами арены предстоящего ЧМ очень красивые, удобные, и построены с учетом местного колорита в архитектуре. 

    Лично мне довелось побывать на пяти («Ахмед Бин Али Стэдиум» «сошел» после групповой стадии, но зато ему дали провести уже на этой недели финал Суперкубка Африки «Аль-Ахли» - «Раджа») и самым любимым стал «Стадион 974». В современном мире слово «уникальный» затерто и обесценено, но к этой арене оно подходит в полной мере – он построен из 974 контейнеров (также это число - префикс телефонного кода Катара) на насыпном мысу, а после чемпионата мира будет полностью разобран. 

    Этот стадион - не только самый яркий и наиболее удобный с точки зрения расположения - от центра города его отделяют 3 станции метро - но и сам по себе очень уютный 40-тысячник.

    Кстати, о вместимости стадионов

    Пусть «974» и разберут в 2023-м году, но в целом на вопрос «Что будет с аренами после мундиаля?» не находится ответа. Арабский Кубок, и тем более Чемпионат мира - глобальные события, на которых задают атмосферу гости страны, а местные идут на стадионы, чтобы «засветиться» в чем-то масштабном. 

    Однако об интересе к футболу в Катаре, как к игре в целом, больше сказало посещение мной двух игр Кубка Stars League, куда я заехал в дни свободные от Арабского Кубка.

    Как выглядит футбол в Катаре? Перед матчем ФК «Катар» - «Аль-Салийя», приехав за 15 минут до его начала, я оказался первым посетителем «по билету», чем вызвал существенное оживление, как у билетера, так и полицейского, осуществлявшего досмотр. Человек 30 я насчитал на противоположной трибуне, где расположились представители клубов.

     С моей же стороны было 5 скаутов… но не моих коллег, а тех, кто ведет трансляции для букмекерских контор. Во втором тайме появилась группа из 7 человек с шарфами ФК «Катар», эти люди общались на смеси английского и испанского. Как оказалось, представители нефтяной промышленности из Венесуэлы. 

    На следующий день на игре «Аль-Райан» - «Аль Шамаль» зрителей было еще меньше, нефтяники из Венесуэлы не приехали, и в таких странных декорациях было еще более странно видеть Лорана Блана, работающего с «Аль-Райаном». 

    На поле и были довольно известные игроки вроде Адама Диоманде, еще несколько лет назад игравшего в АПЛ за «Халл». Но это не вызывает никакого интереса. Прежде всего, потому что этот турнир не «раскручен», а пиар - один из самых значимых факторов для интереса местной публики.

    Да и в плане создания атмосферы катарцы очень сильно уступают тому, что делают на матчах своих сборных представители стран Магриба и Египта. Наверное, самая яркая атмосфера во время турнира была на двух матчах с участием Алжира, четвертьфинале с Марокко и финале с Тунисом.

    20211218_172905.jpg

    Причем болельщикам команд удалось создать столь сложно достижимый баланс – по-настоящему искренней, мощной и страстной поддержки, но без примеси нездоровой агрессии. Хотя это и понятно, ведь постоянно подчеркивалось, что это не просто соседи по северу Африки, но и «братья».

    Безопасность

    Мне повезло увидеть, как охраняется сборная на турнире такого масштаба, поскольку я жил в том же отеле, что и национальная команда Египта. На стоянке гостиницы была организована круглосуточная охрана со специальным опорным пунктом местных силовых структур, следившая за отдельным входом для команды, а доступ к автобусу египтян был окружен временным забором. 

    Если с техническими представителями сборной несколько раз довелось встретиться на завтраке и даже пообщаться, то с игроками и тренерским штабом было только одно пересечение. После победы в четвертьфинале над Иорданией они проводили восстановительную тренировку в бассейне, и всех постояльцев попросили переместиться на
    этот период в другие зоны, когда появились подопечные Карлуша Кейруша во главе с ним самим. 

    Любопытно как с этим будет во время чемпионата мира, и смогут ли национальные сборные получить в свое распоряжение гостиницы полностью, чтобы не чувствовать дополнительного напряжения.

    В этом материале специально не останавливаюсь на перипетиях самого Арабского кубка, потому что иначе придется вводить читателей в контекст местного футбола, что выльется в как минимум такой же объем текста (если в комментариях будут такие пожелания, то с удовольствием напишу отдельный материал). 

    Вкратце могу сказать, что с профессиональной точки зрения он получился максимально познавательным, а довольно большое число игроков по своему уровню уверенно могли бы играть даже в ведущих российских клубах. Остальное - вопрос адаптации, их финансовых аппетитов и лимита на легионеров.

    Гастарбайтеры

    Конечно, было бы здорово закончить на этом, создав почти идеальную картину, но, к сожалению, еще одну сторону жизни Катара нельзя обойти своим вниманием. Все это благополучие обеспечивается невероятным объемом работы жителей беднейших стран, приезжающих сюда на заработки. 

    Например, работник гостиницы, бежавший из Мьянмы от войны, рассказал, что работает 6 дней в неделю по 12 часов. Один из таксистов, с кем доводилось ездить, работает на Ближнем Востоке уже почти 20 лет, но его семья продолжает жить в Индии, а он ездит к ней в лучшем случае раз в год, потому что его зарплаты не хватает, чтобы перевезти их к себе. И это примеры довольно успешно вписавшихся в жизнь мигрантов со стабильным заработком, а есть еще и те, кто задействованы на низкоквалифицированных работах. 

    Для туристов такие люди остаются на периферии, как обслуживающий персонал в гостиницах, стадионах или такси. Но когда я ездил на один из матчей, специально воспользовался не такси и не шаттлом для болельщиков, а обычным автобусом с центрального вокзала Дохи Аль-Ганим, увидев мигрантов в их истинной среде, где они не должны говорить гостям Катара «въехавшим сюда через другие ворота» «sir» и заискивающе улыбаться. 

    Я бы охарактеризовал их состояние словом «измождение». Наверное, идея бойкота чемпионата мира в Катаре к чему призывают в некоторых странах Европы, скорее публичная акция, а не реальное намерение пойти на такой шаг. Да и, пожалуй, не стоит его совершать. 

    Куда важнее понимать, что предстоящий чемпионат мира состоится не столько благодаря нефте и газодолларам, а благодаря тем, кто отдает силы, а иногда и жизни на строительстве стадионов и обслуживании дорогих гостей. И быть благодарным этим незаметным героям, становящимся ими не по своей воле, а под бременем нужды.

    Источник:Спорт день за днём


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»