• Криптобиржи вместо Газпрома? УЕФА ждет в еврокубках новых спонсоров, несмотря на крах биткоина

    УЕФА сделал предложениям криптобиржам стать спонсорами еврокубков, несмотря на крах рынка цифровых активов

    06.03.23 18:27

    Криптобиржи вместо Газпрома? УЕФА ждет в еврокубках новых спонсоров, несмотря на крах биткоина - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK Photo

    За последние несколько лет криптовалютные биржи крепко обосновались в мире спорта. В частности, в европейском футболе. После бана на рекламу азартных игр, введенного в Италии в 2019 году, почти все клубы Серии А заключили спонсорские контракты с криптобиржами. Исключения – «Лечче» и «Кремонезе». Остальные команды уже не один год зарабатывают на рекламе криптовалют, а некоторые из клубов – на продаже собственных NFT (фан-токенов).

    Эта валюта позволяет фанатам стать ближе к любимым командам. Программы лояльности предусматривают для болельщиков разнообразный набор поощрений – от индивидуальных привилегий до возможности приобрести уникальные цифровые продукты. Самый дорогой NFT – у «Наполи» ($6,92 – на момент написания материала). Далее следуют «Лацио» ($3,18), «Рома», «Ювентус» (оба – по $2,82), «Милан» ($2,79), и «Интер» ($2,78).

    Итальянская криптомания не ограничилась клубами лиги: спонсорские соглашения с биржами заключили и Серия А, и сборная Италии. Помимо Аппенин, криптоконтракты становятся все более популярными в Англии, Испании и Франции. А недавно стало известно, что УЕФА, в рамках поиска новых спонсоров Лиги Европы и Лиги Конференций на цикл 2024-27 годов, оповестил заинтересованные компании, что ожидает от них предложений. По данным Sportbusiness, среди фирм есть и криптовалютные биржи.

    О Лиге чемпионов речь не идет, но в прошлом году биржа Crypto.com была максимально близка к партнерству с главным еврокубковым турниром. УЕФА рассматривал фирму как замену «Газпрому», контракт с которым был расторгнут вскоре после начала событий в Украине.

    УЕФА разорвал спонсорский контракт с Газпромом в 2022 году

    В итоге Crypto.com вышла из сделки «в последний момент». За пять сезонов спонсорства УЕФА мог получить $495 млн. Сообщалось, что криптобиржа отказалась от сотрудничества на фоне обвала биткоина и работы европейских государств по созданию юридических препятствий для деятельности фирмы. Что же произошло на рынке криптовалют, и как это повлияет на доверительные отношения между футболом и криптобиржами?

    Исторический крах криптовалют бьет по клубам

    Во второй половине прошлого года биткоин упал на 60% от максимальной стоимости, а стоимость криптовалюты в целом снизилась на полтора триллиона долларов. Эксперты связывали случившееся с массовой потерей веры в крипту: как только пользователи начали сомневаться в прибыльности своих активов и резко стали их выводить, рынок криптовалют пошел вниз.

     

    Новая форма «Зенита» вызвала скандал в Украине! Чем ответит испанский поставщик?

    Это случилось с экосистемой Terra, оцениваемой в $60 млрд. Terra предложила пользователям получать 20% за депозит на платформе Anchor, внесенный в виде ее коина UST. Изначально это повысило интерес к проекту, но затем криптообщество засомневалось, что платформа сможет возвращать такие большие проценты. И как только Terra снизила процент, начался массовый вывод активов, который, в свою очередь, спровоцировал большую распродажу UST его владельцами.

    Руководители экосистемы пытались исправить ситуацию, но вложенные $3 млрд в виде биткоинов только усугубили падение карточного домика: другие владельцы биткоина стали продавать свои активы, спровоцировав панические настроения у пользователей рынка. Отсюда всеобщие страдания криптовалютного рынка. Но на этом все не закончилось.

    К концу года обанкротилась крупная криптобиржа FTX, которую рекламировали многократные чемпионы НБА Стефен Карри и Шакил О’Нил, победительница турниров «Большого шлема» Наоми Осака, Ким Кардашьян и другие селебрити. Это происшествие не только подорвало доверие миллионов инвесторов, но и спровоцировало обвалы десятков проектов, спонсируемых экс-главой FTX Сэмом Банкманом-Фридом. Эффект домино быстро почувствовали и в европейском футболе.

    Криптобиржа Digitalbits не смогла выполнить спонсорские обязательства перед миланским «Интером»

    Криптовалютный кризис пришелся на первую половину текущего сезона, и некоторые клубы уже борются с его последствиями. Блокчейн-компания DigitalBits задолжала миланскому «Интеру» уже более 25 млн евро – еще в ноябре клуб сообщил о начале переговоров по расторжению контракта с титульным спонсором, но прощать долги фирме «нерадзурри» не намерены. В конце февраля клуб удалил логотип спонсора с футболок молодежной и женской команд, а также с рекламных баннеров и своего сайта. 

    Криптобиржа WhaleFin разорвала спонсорский контракт с мадридским «Атлетико»

    Еще хуже ситуация у «Атлетико». В феврале криптобиржа WhaleFin – уже бывший титульный спонсор клуба – разорвала $42-миллионный контракт с командой. Стороны заключили соглашение в мае прошлого года на рекордных для мадридцев условиях, но в итоге «Атлетико» получил от WhaleFin лишь один транш. В отличие от «Интера», испанский клуб напрямую пострадал от коллапса FTX. Сотрудничество с WhaleFin было расторгнуто на фоне финансовых проблем сингапурской компании Amber Group – общих владельцев WhaleFin и FTX. Теперь «Атлетико» нужно в срочном порядке искать нового титульного спонсора. При этом, клуб не исключил обращение в суд за компенсацией всей невыплаченной суммы по контракту.

    Почему клубы продолжат рисковать?

    Криптовалютный крах доказал волатильность рынка: положение дел может резко измениться в результате паники владельцев активов. И, как показал прошлый год, усилий криптоэнтузиастов, крепко уверовавших в цифровую валюту, может быть недостаточно для того, чтобы удержать рынок в норме. Справедливости ради стоит отметить, что множество экспертов прогнозируют восстановление рынка криптовалют в этом году.

    Для футбола мир блокчейна – шанс освоить новые каналы для заработка, а для некоторых клубов – и вовсе выйти на новый уровень капитализации. К примеру, до контракта с WhaleFin «Атлетико» получал от предыдущего титульного спонсора только $17 млн в год. Криптобиржа предложила $42 млн.

    Помимо наращивания капитала спонсорство с криптобиржами дает футболу возможность привлечь большое количество молодой аудитории, тем самым, обновив фан-базу и обеспечив себя болельщиками на десятилетия вперед.

    Кризис на рынке криптовалют может заставить клубы стать еще более избирательными в выборе спонсора из этой сферы, а также более строго регламентировать сотрудничество. По данным СМИ, в контракте WhaleFin и «Атлетико» был пункт, согласно которому обвал на криптобиржах позволял спонсору прекратить сотрудничество. Возможно, случай «матрасников» станет прецедентом, который изменит условия партнерских отношений клубов и криптобирж, но точно не приблизит это партнерство к концу.

    Фото: EPA/VOSTOCK-Photo


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»