• Кто и зачем хочет прогнать Черчесова из сборной?

    Это не Денис Казанский и даже не Дмитрий Губерниев

    27.11.20 16:37

    Кто и зачем хочет прогнать Черчесова из сборной? - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK Photo

    Поражение от Сербии 0:5, интервью Станислава Черчесова на «Матч ТВ» – все это на время забудется после того, как условный «Спартак» не обыграет «Ротор». Но навсегда останутся мемы и шутки, на которые тренеру сборной России наплевать. Почему? Читаем.

    Если убрать в сторону желание похохатывать над каждым поднятым вверх пальцем, проблематика столкновения Черчесова с народом и комментаторами «Матч ТВ» не ясна. Денис Казанский вел себя, как должен был себя вести Денис Казанский на своем месте, а Станислав Черчесов отвечал, как умеет отвечать только Станислав Черчесов. Из контекста выбивался сидящий в мезонине Дмитрий Губерниев – он нес себя так, словно поздравлял граждан с новым годом, а не обсуждал серьезные вещи. 

    Тема сборной, однако, рассыпалась на мелкие осколки. Каждый бьет посуду просто потому, что нужно куда-то девать стресс. Черчесов всегда говорил – в контексте сборной мы будем говорить только о футболе. Но не все зависит от него.

    Станиславу Саламовичу не хватает формальной вежливости – об этом знают все и давно, в том числе другие формально невежливые люди. То, что на прямой эфир Черчесов пришел, не давая слабину, и даже атакуя, можно было ждать. Казанский, кстати, как один из самых думающих комментаторов «Матча», не сильно расстроился. Что-то не видно его комментариев в стиле «он ударил меня прямо по лицу, вот, смотрите! Не знаю, как жить после этого». В конце концов, Денису было не так неприятно, как Черчесову после 0:5 в прямом эфире.

    Так чего же завопила вся Россия? От президента ЦСКА, до дяди Васи?

    Для многих точка опоры в любой аргументации – «открытое общество, которое вправе задавать вопросы». Каждый имеет право на спор, не обращая внимание, что для реализации хоть какого-нибудь права неплохо было бы обладать минимальной специализацией. Тем более, что вместо того, чтобы дать людям плаксивую исповедь, Черчесов принес цифры, которые, как многим показалось, выгораживают его и унижают футболистов. Заметьте, на федеральный канал. Не на «Матч Премьер», не на «Футбол 1». С Губерниевым в окошке. Который как-то в парижской студии выговаривал тогда эксперту Талалаеву, что тот слишком детально разбирает футбол.

    Столкновение с телезрителями было неизбежно. Черчесов мог в этом эфире не появляться, но он хотел говорить. Так, как умеет, как позволяет его квалификация. Он заслуживал того, чтобы его хотя бы попытались понять, а не разодрали слова на хайп. Если послушать профессионала, можно найти много нового и для собственной мотивации. И, во всяком случае, понять, за что его, возможно, уволят. Футбольный тренер не обязан быть приятным человеком – его задача делать свою работу.

     

    Черчесов – стопроцентно футбольный типаж. На своем месте. С ними со всеми тяжело общаться, если вы – извне. Есть те, кто анализируют, но должны быть и те, кто делает. С харизмой, с включением режима «альфа-самца». Даже если бы Черчесов не раздражал по форме, сути бы это не помогло – приглаженные речи не нужны точно так же, как колючие, если их плохо расслышать.

    Дуальность – либо хороший Казанский, либо хороший Черчесов – в принципе отрицает наличие аналитических способностей и даже бытовых навыков диалектики. К сожалению, медиа все больше вынуждены ориентироваться на низкосортное общение с аудиторией. Многие из нас – умные, образованные, начитанные – сами не замечают, как с профессиональной точки зрения переходят на более низкий уровень. Точно так же, как и те, кого мы называем в России футбольными профессионалами – ЦСКА выдает пресс-релиз, написанный не иначе как выпившим сотрудником клуба, которого не успели вовремя оттащить с рабочего места и клавиши Enter. Армейский поступок не понравился даже хейтерам Черчесова – этого достаточно, чтобы дальше его не разбирать.

    Покаяния от Черчесова не могло быть в принципе. Он не подстраивается под заказ аудитории, которая не слышит его, и которую, надо сказать, не понимает и не пытается понять он сам. Не хотите слушать – не слушайте. Черчесову – 57, в этом возрасте люди уже не меняются. И у вас в России на данный момент нет тренера, готового забрать здесь и сейчас эту работу. Так стоит определиться – поддержать, помочь активацией собственных серых веществ, или принести себе выгоду, поучаствовав в массовых акциях насмешками, притянутыми за уши шутками? Может, заметим, что люди, подхватывающие огонь вторничного эфира, как раз идентичность теряют, а Черчесов – нет?

    Журналисты ее теряют тоже. Даже те, кто любят футбол и разбираются в нем. Можно подвергнуть сомнению однозначность трактовки Черчесовым цифр по спринтам, которые он принес в студию – например, сказав, что много спринтов делают те игроки, что выступают за команды с плохой структурой. С одной стороны – да, спринтов приходится делать много, когда игра состоит из частых переходных фаз. Но здесь контекст выбрасывается за ненадобностью. Команды играют на тех сильных качествах, что у них есть. Сборная Хиддинка, волшебная, незабываемая, выступила успешно на Евро именно проведя эффективный сбор по физподготовке. То же самое показала сборная Черчесова на ЧМ-2018, при том, что уровень исполнителей по сравнению с 2008-м был уже другим. Черчесов, говоря о низких производных в РПЛ, не выгораживал себя, а пытался донести, что чемпионат страны в данные момент не готовит футболистов под тот игровой стиль, который вынуждена выбирать сборная. С другим Россия сейчас неконкурентоспособна. Вы не можете играть в контроль без сыгранности (сборным вообще не так просто на нее претендовать в обычных паузах) и соответствующего набора обеспечивающих его игроков. Что бывает, если выйти пешком на Сербию – все видели. Позолота, а не золото.

    Проблемы, кстати, теоретически могут возникнуть не только у Черчесова, но и у Марко Николича – не всем нравится, как «Локомотив» вырвал две ничьи у «Атлетико». В пример приводится «Зальцбург», который на первое место ставит игровую философию, а не результат, и развитие игроков. Но и тут теряется нюансы. «Зальцбург» может позволить себе все что угодно, живя полностью на средство концерна, который встроил футбольные клубы по всему миру в схему продвижения собственного брэнда. Эти игроки могут выступать в Зальцбурге, Нью-Йорке, Ужгороде – где угодно. И во главе угла практически каждого футболиста этой системы – не победа над «Баварией», а переход в нее. Через очевидные качества, раскрываемые в атакующем футболе. Не уверены, что в данный момент это путь «Локомотива». Совершенно точно – не путь сборной России.

    Но водить пальцем по песку, конечно, проще. Аналитика, подогнанная под переживания, что в России не развивается футбол, мало имеет отношение к работе Черчесова. Это примерно те же размышления из одного документального фильма, которым не так давно все восхищались: как же нам обустроить Россию будущего, где сантехник будет сидеть у моря, попивая сидр? Это не Черчесов подгоняет реальность под собственное представление о мире, стирая детали, а потом жалуясь, что их украли. При том, что и представление-то это не собственное, а мэйнстрим. Им нравится «Аталанта» и раздражает «Севилья». Как хипстеры снисходительно относятся к «нехипстерам».

    Может, еще пошире приоткроем шкафчик широкой души? Ну не нравится Черчесов, не нравится! У него усы. Он злой. Немаловажно, уверены, что не нравится и то, что он осетин (Станислав Саламович и здесь остался собой, поздравив в эфире соотечественников с большим праздником). Черчесов неловко настраивает отношения в первой их фазе. Несовременный. В нем ищут образ действующей власти, называют чиновником за фразу «в 9 утра я уже на работе». Что смешно до истерики, потому что в Германии каждую вторую статью про молодых лэптоп-тренеров, к которым относятся и Тедеско, и Шварц, принято начинать словами «на базу они приезжают в 7 утра, а уезжают за полночь». Немецкие тренеры тогда просто красные командиры и владимиры ильичи.

    Любую здравую мысль можно довести до абсурда, и любой абсурд подать, как гениальное изречение. Точно так же, как Алексей Миранчук может смертельно обидеться на Черчесова и остаться на скамейке «Аталанты», а может обидеться, как тот же Дзюба, и выйти на Евро футболистом совсем другого уровня. В конце концов, ему 25. Времени, чтобы определиться – с тренером он, или с уважаемыми телезрителями – не так много.

    Читайте также

    Почему в сборной России возник конфликт из-за Миранчуков? 

    Источник:Спорт день за днём


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»