-
Надежды в клетку. Этой сборной России будет не хватать
Репортаж «Спорта День за Днем» о матче, в котором команда Станислава Черчесова была в одном ударе от полуфинала чемпионата мира08.07.18 00:09
— Россия! Россия!
Мужик орал с вызовом, потрясая рукой. И делал это над пластиковым столиком, где люди с шашечками пили пиво. Драка? Нет. Сразу за раскатами уже нетрезвого голоса появилась протянутая рука. Хорваты пожали ее. Гость присел к ним за столик. Через пятнадцать минут они уже менялись футболками. В кафе, которое назвало себя рестораном сербской кухни…
В это время около стойки одинокий болельщик сборной России то и дело между глотками почесывал двуглавого орла на груди. Наконец, не выдержал, обратился к бармену.
— А вы не могли бы поохранять мой билет на матч? Искупаться хочется, а деть некуда…
Наличные и кредитки он готов был, видимо, отдать в качестве оплаты за камеру хранения. Парень у крана безжалостно помотал головой.
— Извините, мы не отвечаем за сохранность…
Кто знает, может, деньги и взял бы. И сохранил.
Путь в консервной банке
В последний раз столько «футбольных» самолетов в небе одновременно видел только в Вене, в 2008-м. Тогда русские заполнили половину «Пратера» и все, как один, были уверены, что после Голландии — Испания нипочем. А результат в первом туре группы (1:4) был ошибкой, следствием волнения на старте. Тогда над Веной сверкали молнии и грохотал такой гром, что казалось, будто вернулись те, кто когда-то назвал столицу Австрии Виндобоной. Каждый гол испанцев, как волны, смывал иллюзии. Их тогда было много, как и насчет светлого будущего. Забывая о том, что счастье России подарили хорваты…
Нынешняя сборная России начинала иначе — из кротового туннеля к свету. Часто даже не ощущая просветления впереди — куда уж до блеска зубов 2008-го. Но путь к четвертьфиналу был проделан без внутренних противоречий — все они остались за дверьми. Иногда команда казалась себе в осажденном городе — из-за стен то и дело доносились кличи поднять на вилы то одного, то другого. Готовиться к выполнению задач оставалось только в этой консервной банке. Такой была австрийская долина Штубай, с ней же можно сравнить и Новогорск. С полуфинала в Вене прошло десять лет, и с тех пор Ивица Крижанац, выигравший в 2008-м с «Зенитом» Кубок УЕФА, может позволить себе посмеяться над предложением сравнить Модрича и Головина. Еще больше его бы развеселило упоминание об Аршавине. Ивице не нравится оборонительный футбол, не нравился никогда. Он всегда шел в атаку, как, кстати, и перед подписанием контракта с «Зенитом». Устав от настойчивого желания руководства понять — хочет ли он играть за Петербург, Крижанац замахал руками: «Пичка матерна, что за вопрос — нравится, не нравится! Даете зарплату — буду играть!». Правда, не в громкоговоритель. Переговоры вел агент.
Берегите план!
Хорватия должна была понравиться Крижанацу. Златко Далич, человек, уже близкий к славе Мирослава Блажевича, выставил на четвертьфинал состав, который не повторялся с первого тура, когда «клечатые» обыграли Нигерию. На поле не оказалось ни одного, хотя бы приблизительно номинального опорника. Ракитича им называют в «Барселоне», но в высшем обществе случаются и не такие преломления действительности. У России появился шанс на бумаге — активным и внимательным центром заставить хорватов ошибаться в той зоне, где они слабее всего. В зоне подбора у своих ворот. Дело «за малым» — добиться этих подборов и выиграть их. Не дать себя смести с первых минут степным ветром.
Далич только с виду странный: расположились игроки соперника хитро. Ракитич чуть ли не у защитников, Модрич выше, далее по вертикали — Крамарич. Хозяева «Фишта» рванули с первых минут в прессинг, кое-какие вещи получились, но это самое расположение чужих не позволяло подключать к атакам очень уж большое количество игроков. Хотя россияне тоже кое-что придумали неплохо: Черышев несколько раз срезал в центр под Дзюбу, за тем самым вожделенным подбором, когда перед Видой и Ловреном оставался лишь Ракитич. Заодно нервничал Врсалько, которому приходилось страховать всю четверку. Пару раз не сработало до конца, но очень уж не терпится забежать вперед: на 31-й минуте именно подхваченный вовремя мяч в вакууме между Модричем и Ракитичем в мгновение ока довели до штрафной Дзюба и Черышев. Артема не вытолкали, Дениса не подхватили. Удар получился таким, что «Фишт», как бы выразились в соцсетях, словно спрашивал себя: как перестать орать?
До этого эффектного момента ничего принципиального нового мы от сборной России не видели: та же работа на износ, что и с Испанией, то же бережное отношение к плану на игру. Что греха таить, те же частые ошибки после второй передачи, из-за чего приходилось отрабатывать всем и помногу. При этом чувствовалось, что по атаке соскучились за 120 минут изматывания Испании. И едва забили, полетели…
Вертитесь, тренер!
Хорваты хитрые. То самое упомянутое построение позволяло Даличу при атаках рассчитывать сразу на трех форвардов, если мяч оказывался в последней трети. Поначалу «клечатые» тиранили Кудряшова, но когда счет стал 1:1 увлекся уже Фернандес. Поджимать — дело правильное, но когда соперник пропустил и взрывается, нужно успокоиться и вспомнить позиции. Тот самый план, который перестал неукоснительно соблюдаться после бомбы Черышева. Соперник на этом чемпионате не раз показывал на что способен, стоит только вывалиться на врага с середины в численном преимуществе. Мы же чуть ли не впервые получили атаку «на спинах». Держи, 1:1…
На этом чемпионате приходится жить с неизбежным: падающую несущую конструкцию нужно вовремя подвязывать. Первый тайм стал одним из лучших на чемпионате для Самедова, но после перерыва довольно быстро понадобился кто-то, способный вернуть мяч обратно на чужую половину. Хорваты все больше напоминали тот противный суховей, заставляющий прятаться по домам. Модрич и Ракитич расползались в стороны, приглашая соперника растянуться так же опрометчиво, как это было при голе Крамарича. Они рисковали получить ответный проход через свою зону, но уже набрали темп, позволяющий демонстрировать класс. Когда после неожиданного падения Кудряшова мяч доскакал до Перишича и тот, прицелившись, словно лежачему в голову, отправил пулю в дальний угол, «Фишт» в ужасе выкрикнул короткое слово. Штанга спасла интригу — в этот момент получить 1:2 было почти смертельно.
Выигрывать вторые мячи больше не получалось, сборная России плоско оседала назад, необходимо было что-то делать. Управляя этим составом, тренер обязан вертеться каждую минуту и что-то придумывать. Черчесов убрал вдруг сникшего Черышева, выпустил Ерохина, и команда перестроилась на 4-3-3. Таким образом удалось не растянуться и удивить хорватов — они, как и многие из нас, думали, что эту систему Россия не использует. Перестановку подкрепили выходом Смолова. Федор временно, до замены вывернувшего себя наизнанку Дзюбы на Газинского, оказался на правом фланге. Появление на поле краснодарца означало уже окончательный отказ от возможности победы «на легких ногах». Необходимо было принимать драку, а Юрий умеет махать доской с гвоздем. В конце концов свежие ноги и спасенный в последний момент центр выровняли игру — можно было переодеваться в 4-2-3-1. С охами и ахами дождались дополнительного времени.
Здоровье ради спасения
Паулино Гранеро обещал перед Испанией стать еще сильнее и объемнее. Вторые подряд лишние полчаса должны были дать ответ на этот вопрос, а заодно и понять, как дело с выносливостью обстоит у Хорватии. Некоторые неряшливые выносы после возобновления игры обнадеживали: неужели действительно сейчас перебегаем? Если бы все так однозначно было в футболе… Стоило не закрыть при корнере ближнюю штангу, как мяч после минимум трех микрорикошетов заполз в угол ворот Акинфеева. Обращенный к небу взгляд радостного Виды тоже подсказывал: силы у соперника кончались. Но нюансы, особенно в мастерстве, решают такие матчи.
Было ясно, что Дзагоева отправят на поле рисковать здоровьем только если придется спасаться. И Алан мигом оказался у бровки, едва табло показало счет 1:2. Во втором полутайме, наконец, наши «дали физику». Рывок один, другой. Фланги хорватов останавливались на глазах. Хозяева бились за свое право остаться в игре с остервенением регбистов, пусть не всегда ноги делали то, что велели голова и сердце. Наконец, Дзагоев положил мяч со штрафного прямо на голову Фернандеса. Эти двое из ЦСКА, которым не нужны глаза, чтобы искать друг друга, нашли шанс сказать о себе. Вот почему Вида молился — 2:2! Истерика, желание продолжать еще и еще!
Для этого оставалась серия пенальти. Вторая для тех, и для других. Вне зависимости от стиля, зрелищности и класса. Игорь Акинфеев агрессивно кивал в ответ Стауче, Лука Модрич делал вид, что в матче с Данией ничего не было. Мяч исчез и вышел на поле только после повторного приглашения. Смолов решил поздороваться с ним нежно, и Субашич сорвал «Паненку».
Дальше все было как в злой сказке — Фернандес слишком хотел отправить мяч к стойке, а получилось с другой стороны. Акинфеев вытащил от Ковачича, почти довел до инфаркта Модрича, исполнившего третий плохой удар с точки подряд. Но потерянный шанс восстановить не дали. Нервы Ракитича крепче всех наших вместе взятых. Для сборной России чемпионат закончился. Очень жаль — такой мы ее не видели никогда…
Россия — Хорватия — 2:2, серия пенальти — 3:4
Россия: Акинфеев (к) — Фернандес, Кутепов, Игнашевич, Кудряшов — Зобнин, Кузяев — Самедов (Ерохин, 54), Головин (Дзагоев, 102), Черышев (Смолов, 67) — Дзюба (Газинский, 79)
Хорватия: Субашич — Врсалько (Чорлука, 97), Ловрен, Вида, Стринич (Пиварич, 74) — Ракитич, Модрич (к) — Ребич, Крамарич (Ковачич, 88), Перишич (Брозович, 63) — Манджукич
- Голы: Черышев, 31 (1:0); Крамарич, 39 (1:1); Вида, 101 (1:2); Фернандес, 115 (2:2)
- Серия пенальти: Смолов — 0:0 (вратарь); Брозович — 0:1; Дзагоев — 1:1; Ковачич — 1:1 (вратарь); Фернандес — 1:1 (мимо ворот); Модрич — 1:2; Игнашевич — 2:2; Вида — 2:3; Кузяев — 3:3; Ракитич, 3:4
- Предупреждения: Газинский, 109 / Ловрен, 35; Стринич, 38; Вида, 101; Пиварич, 113
- Судья: Сандро Риччи (Бразилия)
7 июля. Сочи. Стадион «Фишт». 44287 зрителей
Фото: Официальный сайт РФС
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём» - Голы: Черышев, 31 (1:0); Крамарич, 39 (1:1); Вида, 101 (1:2); Фернандес, 115 (2:2)