• Окорока в капитаны? Что может значить для немецкого футбола уход Ули Хенесса из «Баварии»

    Функционер с 40-летним стажем больше не хочет быть президентом чемпионов Германии

    24.07.19 19:16

    Окорока в капитаны? Что может значить для немецкого футбола уход Ули Хенесса из «Баварии» - фото

    Фото: Angelika Warmuth/DPA

    49 лет назад Ули Хенесс пришел играть за «Баварию» из «Ульма», после чего оставил ее лишь на год – когда в конце 70-х ушел в «Нюрнберг» заканчивать карьеру. С тех пор одного из лучших футбольных менеджеров в истории не брало ничего – даже тюремное заключение за неуплату налогов три года назад. «Моя жена Сузи и сейчас не может себе представить меня старичком, сходящим с ума от безделья дома», – сказал похудевший Ули после досрочного освобождения. И скоро стал президентом «Баварии». Об уходе такого человека может стать известно как угодно, но только не между делом, во время предсезонного турнира в США. Хотя, разумеется, из Bild, откуда еще?

    На данный момент таблоид утверждает, что Хенесс не намерен выставлять свою кандидатуру на ноябрьских выборах в рамках годового собрания членов руководства «Баварии». Сам Ули совершил мужественный для себя поступок: удержал слова на языке, отказавшись от конкретных комментариев. Но слишком плотно сжатые зубы дали понять: существуют основания этой информации верить.

    При том что есть два варианта трактовки событий, о чем пойдет речь ниже, остановимся на объективном отправном моменте. Немецкий клубный футбол, в том числе и в лице «Баварии», давно перестал быть движущей силой в Европе. Экономически Германия отстает от Англии и все больше по этому поводу комплексует. Результаты последнего сезона еврокубков – всего лишь отражение рынка.

    Баварские дедушки Хенесс и Румменигге (вне зависимости от того, какие у них были взаимоотношения на долгом пути) делали все, чтобы путь их клуба был усыпан золотом. И Мюнхен годами приучал бундеслигу, что самое важное – внутренние успехи, а Лига чемпионов – не главная цель, а вишенка на торте. С точки зрения национального самосознания это правильно и вдохновляюще. С позиции глобальных мировых спонсоров, которые рады бы поиграть грамотно выстроенными структурами немецких клубов, да правило 50+1, не позволяющее инвестору овладеть контрольным пакетом акций, не дает, эти амбиции, как теперь принято отвечать у менеджеров рекламных агентств, не дают конверсии.

    Prost, Uli! Ули Хенесс отметил свой первый день рождения на свободе

    Болельщики тоже хотят побед и прорывов. Ну хотя бы для начала решить вопрос с трансферами – Лукас Эрнандес, Бенни Павар и Ян Арп пока что не отвечают на вопрос, как же заменить ушедшую эпоху Рибери и Роббена. Когда Хенессу в последний раз не хватило сил удержать язык за зубами, он сообщил, что клуб ведет Лероя Сане. И трансфер до сих пор не состоялся, на что тут же едко реагировал Карл-Хайнц Румменигге.

     

    Смешно подчеркивать, что Ули Хенесс сам подставляет борта. Он этим занимается всю свою карьеру менеджера, которая началась с пустого стола в маленьком кабинете и уймы долгов «Баварии», а закончилась бесконечными немецкими титулами, двумя победами в Лиге чемпионов и постройкой «Альянц-Арены», откуда недавно еще и аккуратно вытолкнули городской клуб «Мюнхен-1860».

    Но время изменилось. Если раньше Ули мог вцепляться в горло кому угодно, сейчас уже непозволительно говорить про своего игрока во весь голос, что он «дерьмово» играет. Обиделся не только Хуан Бернат, слышавший это после четвертьфиналов с «Севильей» год назад, но и спонсоры, чей имидж оказался забрызган, члены правления клуба и, конечно, агенты, которые раньше узнали от Ули что-то похожее о Месуте Озиле. Если игрок скажет тренеру, что он идиот, это еще куда ни шло. Но недавнее заседание членов правления, включая представителей спонсоров, Хенесс покинул освистанным, в том числе и из-за Берната. Мир должен быть толерантным, прости, Ули…

    Итак, о двух вариантах. Первый: Хенесс и Румменигге (о его возможном уходе из клуба также стало известно) безнадежно устарели и должны уступить место молодым и энергичным (сговорчивым?). После штормового сезона, когда «Бавария» еле-еле пристала к берегу чемпионом, одолев не только дортмундскую «Боруссию», но и бесконечные споры лидеров, хорош или плох тренер Нико Ковач (Румменигге был скептичен, Хенесс хорвата защищал), самое время затеять революцию, подогреваемую спонсорами, и, наконец, впустить в немецкий футбол деньги и свободную конкуренцию с перевернутыми тележками с фруктами и пинками женщинам под зад. Главное, чтобы дракон был мертв.

    Ули Хенесс – герой, которого не хватает российскому футболу

    Расклад элементарный: Хенесс не баллотируется в президенты, избирают гендиректора «Адидаса» Херберта Хайнера, тот радостно исполняет роль подушечки для булавок, втайне радуясь спровоцированной всеми этими событиями отмене 50+1. Ули плавно «сдувается» в роли почетного президента, распивая пиво и заедая сосисками фабрики, которую передал в управление своему сыну.

    Вторая версия. Никакой сенсации в информации Bild нет. Хенесс и Румменигге в перерывах между плевками ядом и вместе, и вразнобой говорили, что рано или поздно придет время отправиться играть в шахматы. И потому необходимо готовить преемника. Легенда клуба, вратарь Оливер Кан, характером похожий на Хенесса, совсем скоро пройдет курс спецназовца, а с 2021 года должен вступить в должность «царя всего» при поддержке все того же Херберта Хайнера, хитрого лиса, всегда пользовавшегося симпатией Ули. Да, Хенесс займет место почетного президента. Но, поверьте, будет на каждом матче «Баварии», пока жив. Футболисты не всегда интеллектуальны, но Давид Алаба точно другой случай: «Неважно, какой пост занимает Ули в клубе. Главное, что он всегда влияет на процессы».

    А еще он (пока) защищает философию типичного немецкого футбольного болельщика. Здесь люди все еще ассоциируют себя с командой городского, а то и деревенского масштаба и ее атрибутами: футболкой, кабаками, куда ходят только они, выездным ларьком на колесах, и – да – сосисками и горчицей. Наш друг и автор Анатолий Брук случайно попал в компанию организованных фанатов «Ганновера». И лишний раз услышал: им наплевать на вылет из бундеслиги, качество игры, уровень футболистов. Они останутся с клубом хоть в региональной лиге. Успешность – десятая вещь для них. Преданность фетишу – первейшая. А босс «девяносто шестых» Мартин Кинд, который хочет успехов и денег и поэтому уже двадцатый год сражается по всем инстанциям за отмену 50+1 – враг. Единственный, кто мешает их любви.

    «Я не желаю быть капитаном у таких дураков», – хмыкнул Джон Сильвер, когда ему вручили черную метку. Что было дальше, вы знаете: Окорока вернули в капитаны. День, когда «Бавария» останется совсем без Ули Хенесса, пока что невозможно представить. И об этом знают даже его враги.

    Фото: EPA; FC Bayern München


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»