-
От сравнений с Аршавиным до аренды в «КамАЗе». Откровенное интервью воспитанника «Зенита», который все еще на контракте в клубе
Даниил Шамкин признался, что все еще мечтает играть за «Зенит»10.03.23 16:36
Весной 2020 года Даниила Шамкина называли лучшим игроком поколения. Казалось, что он впервые за долгое время пробьется с Академии прямо в основной состав «Зенита», несмотря на высокую конкуренцию. Сергей Семак доверял футболисту, которому на момент дебюта за сине-бело-голубых было всего 17 лет.
Шамкин подходил идеально на роль самого талантливого воспитанника «Зенита»: сыграл за «молодежку» в 15 лет, стал самым юным игроком второй команды в 16 лет, а затем самым молодым автором гола в ФНЛ. Но игрового времени за «Зенит» становилось все меньше, поэтому неизбежно перед Даниилом встал вопрос об аренде. Поездка в Калининград удачной не получилась – «Балтика» в очередной раз не вышла в РПЛ, поэтому в этом сезоне Шамкин играет за «КамАЗ», где наконец-то стал забивать и быть полезным (у него на счету 5 голов и 3 голевые передачи в 20 матчах Первой лиги).
На сборах в Турции мы встретились с Даниилом в том же отеле, в котором жили «Зенит»-2 и «молодежка». Очевидно, что питерский клуб его не отпускает до конца. Тем более, контракт с сине-бело-голубыми истекает только летом 2024 года. В интервью «Спорту День за Днем» Шамкин рассказал, каким образом он прошел путь от Санкт-Петербурга до Набережных Челнов, и какие трудности ему встретились на этой дороге.
Дебют за «Зенит», Лига чемпионов и карантин
– Пик твоей популярности пришелся на дебют за «Зенит». Тебя называли новым Аршавиным и главным талантом поколения, как минимум в Питере. Как ты воспринимал все это в 17-18 лет?
– У меня в характере есть одна черта – каждую игру я ищу недостатки. Все время собой недоволен. Плюс родители воспитывали так, чтобы голова никогда не закружилась. В совокупности все это не дало потеряться.– Какие вообще были ощущения от того дебюта?
– Сразу после моего дебюта за «Зенит» в матче с «Уралом» (7:1) ввели карантин из-за коронавируса. Я полагал, что буду потихоньку вливаться, мне доверял Сергей Богданович. А в итоге все закрылось, два месяца мы тренировались по зуму без мяча. После этого приходилось заново форму набирать, как после отпуска.– И то в отпуске наверняка хоть немного с мячом играешь. Как прошли для тебя эти два месяца?
– Я вроде не смотрел телевизор и новости не читал, но очень боялся коронавируса. Месяц точно не выходил на улицу. Мы с девушкой даже продукты заказывали на дом, чтобы лишний раз никуда не выходить.
Ну а в итоге я был одним из первых в команде, кто заболел, когда возобновили тренировки.
– Переболел без симптомов?
– Полгода запахи возвращались. Но саму болезнь не чувствовал.– Чем дальше, тем меньше ты играл за «Зенит». Почему так складывалось?
– Не скажу, что мне было тяжело играть на скоростях РПЛ. Я адаптировался к тренировкам «Зенита», где порой играли даже быстрее. Возможно, не набрал оптимальную форму или где-то не хватало опыта. Я ведь даже в ФНЛ отыграл всего полгода. Но я благодарен тренерам Академии и Сергею Богдановичу, что в итоге смог в 18 лет дебютировать в Лиге чемпионов.
– И все же как ты психологически переносил такой резкий взлет в карьере?
– Когда выходил против «Лацио», ноги тряслись. Конечно, когда тебе говорят, что ты выходишь в Лиге чемпионов, смотришь на табло – 60-я минута, сначала даже не веришь. Потом пара точных передач – и уже влился.– В сезоне-2020/21 ты хоть и сыграл два матча в Лиге чемпионов, но в РПЛ появился всего три раза. Не думал ли, что зря теряешь время?
– Эмоционально сложно принять, когда играешь за полгода от силы 40 минут. Тем более, что до этого постоянно играл за молодежку или вторую команду. Спасибо моей семьей и девушке за поддержку, они помогли перенести этот период спокойно. Потом я решил, что надо двигаться дальше, пробовать себя даже лигой ниже, хотя были предложения из РПЛ.Первая аренда: Калешин и Игнашевич
– Почему не остался в РПЛ?
– Пошел под Калешина в «Балтику». Посоветовался с родителями, с тренерами «Зенита», все поддержали такое решение.– Ты уже понимал, что Евгений Калешин – это тренер, который хорошо работает с молодыми?
– Да. Мне нравилось, как он видит футбол, у него неуступчивый характер.– Как тебя встретил Калешин?
– Он мне доверял, дал позицию инсайда, на которой я играю большую часть жизни. Я приехал без игрового тонуса, но он дал мне почувствовать игру в матче с «Оренбургом» (вышел на пять минут. – «Спорт День за Днем»), а через неделю выпустил в старте на «Акрон».Не могу сказать, что в этот период «Балтика» плохо смотрелась. Мне нравится футбол «Барселоны», когда играешь низом и много встречаешься с мячом. Такую игру и ставил Калешин.
К сожалению, спустя четыре матча я получил частичный разрыв связок голеностопа. Пропустил месяц из-за травмы. Восстанавливался в «Зените». А когда вернулся, ситуация изменилась. После игры с «Текстильщиком» Евгений Игоревич собрал нас, сказал речь и попрощался. Я тогда сильно расстроился. Жаль, что не получилось дольше поработать с Калешиным.
– Насколько комфортно тебе было играть у Сергея Игнашевича, который ставит противоположный Калешину футбол?
– Игнашевич воспитал во мне характер. Я стал еще более неуступчивым и нашел для себя точки роста в ментальном плане. Конечно, для меня это был тяжелый момент – я ни минуты не сыграл той весной.
Зимой поступило предложение от «КамАЗа», но это была бы моя «третья футболка» за сезон, поэтому я не мог перейти. Безумно благодарен Ильдару Раушановичу, что даже спустя полгода, когда я ни минуты не сыграл, интерес ко мне остался. Всеми силами стараюсь оправдать доверие. Пока не подвожу (улыбается).
Вторая аренда: «КамАЗ»
– Чисто визуально кажется, что ты с тех пор значительно прибавил в физике. Это так?
– Так и есть. Я вернулся в «Зенит»-2 раньше срока аренды. Владислав Николаевич Радимов позволил мне тренироваться с командой, чтобы я начал набирать форму. Благодаря отцу мы полтора месяца до следующих сборов хорошо поработали в зале и на поле. Это очень мне помогло в дальнейших тренировках с «КамАЗом».
Отец меня сильно гоняет в предсезонке. В «КамАЗе» дали программу, но я еще сверх нее занимался на верхний плечевой пояс.
– Значит, Ахметзянов хотел тебя видеть в команде. В «Зените» не были против?
– Для «Зенита» главное, чтобы я набрал оптимальные кондиции и, как воспитанник «Зенита», был на хорошем счету. Ильдар Раушанович сильно поверил в меня. Я сразу же стал играть в «старте». Только в трех матчах выходил со скамейки. Благодаря его доверию я прибавляю и прогрессирую. За Ахметзянова хочется биться, вся команда горит желанием выйти в РПЛ.– В «КамАЗе», получается, отличная атмосфера?
– Мы как семья, одно целое. Это благодаря Ильдару Раушановичу. Он и сам в интервью говорит, что «в команде нет ни одного игрока с гнильцой».– У вас хороший сплав молодых и опытных игроков. Старшие поддерживают?
– Здесь старшие – уникальные люди. С ними как на одной волне. Настолько приятно общаться. Все шутят. Вне команды тоже общаемся. По пять-шесть человек всегда собираемся – кино, кафе или к кому-нибудь домой можем завалиться поиграть в приставку. Сейчас в «КамАЗе» и правда семья.
– Какое твое главное впечатление о Набережных Челнах?
– После Петербурга и Калининграда ехал с опасением. Но когда приехал, удивился. Это классный молодой город. Летом красивая и оживленная набережная, по которой мы любим гулять с девушкой. Зимой в центре залили огромный каток. Я был приятно удивлен.Здесь очень хорошие и отзывчивые люди. И самое главное, здесь великолепные болельщики «КамАЗа», от которых мы всегда чувствуем тепло и огромную поддержку.
Знакомство с невестой, любовь и родители
– В Набережных Челнах ты живешь с девушкой?
– С невестой. В июне будет свадьба в Питере.– Поздравляю. Про девушку ты говорил почти в каждом интервью. Как вы с ней познакомились?
– Случайно. Я собирался идти на концерт. Она тоже, но искала компанию – выложила историю, а я через общего знакомого ее увидел. Не знаю, что меня сподвигло ей написать: «Я тоже иду».
Потом мы пошли в кафе, познакомились поближе и завязалось. Меньше полугода прошло – мы уже жили вместе, а в итоге уже три с половиной года. Она со мной и в Калининград, и в Челны.
– После того как она поехала в Челны точно надо было делать предложение.
– Однозначно (смеется). Хотя это было еще 22 апреля. Летом было мало времени на подготовку к свадьбе, а зимой не хотелось. Поэтому решили сделать этим летом.– По твоему описанию она для тебя и правда хорошая поддержка.
– Лучшая. Она мне помогает и поддерживает во всем. Когда прихожу домой уставший после тренировки, она мне и покушать принесет и массаж сделает перкуссионным массажером, хотя и сама, наверное, устала за день, и вообще проживает жизнь вместе со мной. Мы с ней всегда советуемся по футбольным или нефутбольным моментам.
Ну и моя семья – это люди, которым надо памятник ставить.
– Насколько помню, родители поменяли квартиру, чтобы жить поближе к Академии «Зенит», верно?
– Да. Я жил в Автово, школа была на Московском проспекте, а Академия – на Верности. Пять лет приходилось ездить на другой конец города, поэтому я и спал, и уроки делал в машине.– Родители у тебя тоже спортом занимались?
– Отец играл за «Динамо» Вологда по юношам, занимался конькобежным спортом. Дедушка по школе и университету играл в баскетбол. Так что спортсменов немного, но спортивный дух присутствовал.Мечта, бразильцы, Дзюба и Семак
– Возвращаясь к «Зениту», ты в основном составе провел два года. За это время почувствовал себя частью команды?
– Я не ощущал, что попал сюда временно. На тренировках и на поле старался доказывать, что всем сердцем люблю этот клуб. Представляешь, в 17 лет ты дебютируешь, и «Вираж» кричит твою фамилию. И на матче с «Боруссией» было то же самое. Я очень сильно люблю «Зенит».Бывает, что от выигранных титулов, в которые почти не вкладываешься, нет никаких чувств. Но здесь такого не было. Наверное, потому что старшие ребята всегда поддерживали и помогали чувствовать себя единым целым.
– Даже от бразильцев исходил тот же посыл?
– Да. До сих пор понемногу общаемся с Малкомом и Венделом. То я им на историю отвечу, то они мне что-то напишут. Они очень хорошие ребята.– На данный момент твой последний матч за «Зенит» – против «Тамбова», в котором Артем Дзюба эффектно стал лучшим бомбардиром РПЛ.
– Я как раз отдал голевую передачу под рекорд.
– Ты отдал эффектную голевую передачу.
– Не знаю, как я так сделал. Но когда с ним играешь в одной команде на тренировках, то точно знаешь, что он там находится у ворот и не прогадаешь, сделав туда передачу.– Отдельно поблагодарил тебя за такую передачу?
– Артем поблагодарил и в интервью сказал, что передача в стиле Радимова. Тогда Владислав Николаевич мне написал, посмеялись.– В той игре Дзюба подначивал команду?
– Все и так знали, на кого надо играть (смеется). У него правда голевая чуйка, которой можно только позавидовать.– Ты уже понимал тогда, что после этой игры ты уйдешь в аренду?
– Честно говоря, нет. Сергей Богданович не хотел, чтобы я уходил. Приятно, что он на меня рассчитывал, но мне нужна была игровая практика.
– Вижу, что в «Зените» до сих пор поддерживают. У тебя контракт с клубом до лета 2024 года. Что думаешь о будущем?
– Сейчас я хочу принести как можно больше пользы «КамАЗу».Судьба футболиста
– Как думаешь, почему такая тенденция, что многие молодые игроки «Зенита» уходят?
– Тоже об этом часто думал. «Зенит» хочет решать самые высокие задачи. Ребятам моего возраста и даже немного постарше трудно конкурировать без должного опыта. Если бы у меня было больше игрового времени в основном составе «Зенита», то для меня бы сбылась мечта. Я петербуржец, хожу на матчи с четырех лет, вся моя жизнь связана с «Зенитом». До последнего хочется верить, что так и продолжится.
– Твой друг и партнер по «Зениту» Данила Прохин сейчас тоже играет в другом клубе.
– Мы жили в одном номере, когда он уходил в «Сочи». И сейчас общаемся, каждый отпуск с ним видимся. С удовольствием смотрел его интервью в «СБГ-шоу». В 20 лет смена клуба – это резко, неожиданно и непонятно. Но для Данилы это пошло на пользу. Пусть у него все получится.– За свою карьеру ты успел поиграть на многих позициях от нападающего до центрального полузащитника. Что тебе ближе?
– Больше по душе там, где буду больше играть. Сейчас для меня только лучше, что могу играть на многих позициях – значит, я с большей вероятностью буду на поле. С «Аланией» и «Динамо» Махачкала в этом сезоне вообще играл опорника.– В этом сезоне ты начал забивать.
– Главное приносить пользу. И гол, и передачи для меня важны одинаково.
– «КамАЗ» много забивает со стандартов.
– Так и есть. И первое, что вспомнил – мой первый гол за «КамАЗ». Гаглоев подал – я забил. У него великолепные подачи.– Три из пяти голов ты забил с его передач. Неужели вы не наигрываете связку на тренировках?
– Просто Гаглоев очень хороший футболист. У него хорошее футбольное чутье. Сто процентов должен играть в Премьер-лиге.Учеба и книги
– У тебя отличная чистая и поставленная речь. Ты с кем-то работаешь для этого?
– Разве что книги читаю. Люблю это дело, на сборы беру две книги обязательно. Сейчас перемкнуло – читаю психологию. Не только спортивную, а общую.Еще в школе учеба давалась. Если бы не футбол, то я бы дальше не пропал. С четырех лет я занимаюсь английским. Очень благодарен родителям, что вложили это в меня. Стараюсь всегда поддерживать разговорный английский.
– Параллельно сейчас учишься в университете?
– В марте у меня защита диплома, и я поступаю в Университет.– Посоветуй три книги, которые оставили след в твоей душе?
– Дэн Мильштейн «Правило №1 – никогда не быть №2. Агент Павла Дацюка, Никиты Кучерова, Артемия Панарина, Никиты Зайцева и Никиты Сошникова о секретах побед». Прочитал за два дня. Даже девушке дал почитать.Мама подарила книгу «Сила эмоционального интеллекта» Адель Линн. А еще в 17 лет я прочитал все романы Николаса Спаркса.
Фото: ФК «Зенит», ФК «КамАЗ», из личного архива Даниила Шамкина
Читайте также
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»