-
Петербургский тренер из Крыма: Отсутствие профессиональной карьеры считаю своим вселенским плюсом
Важный разговор о развитии детского футбола в России16.03.22 11:42
В 2016 году петербуржец Павел Розвадовский бросил все в родном городе и отправился в Ялту – начинать карьеру тренера. Уже через пару лет работы его вербовали «Ротор» и «Спартак». От заманчивых предложений Павел отказался, зато был признан лучшим тренером города. В 2021 году он основал «Молодость» – детскую футбольную школу, в которой пытается использовать все самые прогрессивные методики и ответить на извечный вопрос: почему в 147-миллионной стране так мало высококлассных футболистов. Об этом Розвадовский и поговорил со «Спортом День за Днем».
Российскому футболу нужна была культура
– После каждого провала сборной или отсутствия клубов в плей-офф еврокубков вспоминают о двух больных темах: лимите и детско-юношеском футболе. Какая проблема острее выглядит «снизу»?
– Уверен, что лимит никак не влиял на результаты сборной России. А детско-юношеский футбол – слишком широкий процесс, чтобы закрывать им всю проблему российского футбола.– А что тогда?
– Мне кажется, психология. Система российского футбола не имеет культуры. В ней есть классные специалисты, талантливые игроки, отличные условия для тренировок и проведения соревнований. А культуры нет. Если копать глубже, то мне кажется, проблема российского футбола – амбиции. Амбиции руководителей клубов, академий, спортшкол, которым нужны победы здесь и сейчас, потому что это спонсоры и имидж. Амбиции тренеров, которые вынуждены давать результат и гнать команду, задвигая индивидуальности.– Почему тренеры на это идут?
– Они находятся в такой системе, где отсутствие результата лишает их работы. Тренер думает не о том, как воспитать сильных качественных игроков, а как прокормить семью, которая ждет его дома. Есть, кстати, еще амбиции родителей футболистов, которые в погоне за лично своими желаниями часто забывают про личность ребенка. Амбиции родителя, когда ребенка отрывают от качественной подготовки и тренера, который готов вкладывать силы и душу в пользу больших академий с громким именем.– Но ведь желание родителей, чтобы их сын занимался в статусной школе, понятно. На что тогда ориентироваться, если на имя бессмысленно?
– Как бы пафосно ни звучало, выбирать нужно не на слух, а на блеск глаз тренера. Каждая из названных мной амбиций несет большой пул частностей и последствий. Все это вместе и есть проблема культуры футбола, которая отсутствует в нашей системе футбола в стране. Простой пример: сборная проиграла хорватам, потому что на поле не было лидера. Человека или группы людей, которая могла бы в трудный момент взять на себя ответственность, решить момент или встряхнуть партнеров играть смелее.ФИФА и УЕФА отстранили Россию от мирового футбола. В этом есть свои плюсы
– Хорошо, намек на Дзюбу понятен. Но вряд ли проблема нашего футбола в том, что у нас мало таких, как Артем.
– Конечно. Она в том, что до профессионального футбола из-за коррупции и других драконьих правил не доходят самые талантливые футболисты. Возможно, доходят просто качественные, которые в нужный момент промолчат, сыграют просто на результат, отдадут часть своей зарплаты людям, принимающим главные решения. Люди с лидерскими качествами вряд ли пойдут на такое, для них это противоестественно.– Про инфраструктуру уже упомянули. С тренерами все же работа тоже ведется. Что мешает сдвинуться с мертвой точки?
– Никакие деньги не купят простые человеческие отношения. Важнейшая проблема детско-юношеского футбола в России – отсутствие терпения. Для того, чтобы в системе росли сильные футболисты, должен быть не случайный всплеск футболистов-звездочек, а регулярная закономерность действий, методов и условий, в которых каждый угол в треугольнике «ребенок-тренер-родитель» – острый, заточенный на эффективность.– Но ведь тогда получается, мы слышим классическую отмазку в духе «нужно больше времени»?
– Я говорю о терпении родителей – к достижениям своего ребенка, терпении тренера в многослойном процессе обучения и терпении самого игрока к ожиданиям и задачам тренера, родителя. Мне кажется, если настроить эту взаимосвязь хотя бы в одном из пяти случаев – российский футбол ждет мощный рывок в качестве игры. Ведь появятся талантливые, уверенные, обученные и, самое главное, любящие футбол игроки.– Какой возраст наиболее проблемный?
– С 3 до 8 лет у тренера есть все шансы погрузить ребенка в мир футбола, чтобы у него загорелись глаза. Однако на практике мы видим, что в этот период способные дети, а в перспективе они – будущие звезды, подвергаются такому прессингу со стороны родителей и холодному отношению тренера, что мы теряем человека в футболе полностью. Он просто больше не хочет заниматься. Поэтому необходимо вводить жесткий отбор тренеров, которых мы подпускаем к детям 3-10 лет. Увы, на данный момент назвать себя академией футбола и купить футболку «тренер» может каждый. Нужны прозрачные критерии допуска взрослых к работе с детьми.– Но и в более позднем возрасте в России были талантливые игроки. Их даже ездили смотреть европейские топ-клубы, но в итоге они не дорастали даже до РПЛ.
– Подростковый период важен тем, что у детей увеличиваются физические и психологические нагрузки. Это связано с участием в играх и чемпионатах, а также пубертатным периодом. нельзя забывать, какой это стресс. Многим подросткам в этот период не везет со средой и окружением, им не оказывается должная поддержка, принятие и понимание. А период перехода из юношеского футбола в профессиональный грозит игроку воздействиями «неправильных» агентов, регламентами турниров, скованными тренерами и отсутствием права на ошибку. Вы скажете, что естественный отбор никто не отменял и слабые отсеиваются сами. Но это не совсем так.– А как?
– Есть талантливые, от природы одаренные люди, которые просто не хотят и не могут жить по современным волчьим правилам. Они не принимают отсутствие культуры.Вам все еще нужны медали для «сториз»?
– Разве за границей ситуация кардинально отличается? Да, там не так зациклены на результате и интенсивнее прививают свободу действий на поле, но и там естественный отбор работает по тем же самым правилам. Агенты в той же Бразилии – практически работорговцы, для ребенка заниматься футболом – чуть ли не единственный социальный лифт. Давление в таких условиях вряд ли меньше. Но футболистов из Бразилии выходит несопоставимо больше.
– Во-первых, знай я ответ на этот вопрос, был бы королем футбола. Но я просто ищу решения по развитию футбола в России. Здесь и сейчас. Во-вторых, в Бразилии знают секрет, который они скрывают от всего мира. Его раскрыл в 2005 году датчанин Каспер Юльманн. Благодаря его исследованиям, Дания провела футбольную реформу в стране, которая вывела ее высоко вверх в таблице. Бразильцы, а теперь и датчане, знают, что учить детей нужно через игру, создавая добродушную и веселую атмосферу, в которую хочется возвращаться вновь и вновь. Они знают, что дети должны с первых шагов максимально много касаться мяча. Играть в малых составах на коротких площадках. В нашей стране в 7 лет уже играют пять на пять! А в 10 лет дети играют девять на девять! Девять на девять! Сколько раз ребенок коснется мяча? Чему он научится за это время?– Допустим, я родитель, и хочу отправить ребенка в футбольную школу. Или в любую спортивную секцию, на самом деле – это не так важно. На что я должен в первую очередь обратить внимание?
– На месте такого родителя, в первую очередь, ответил бы разобрался с тем, что я хочу от занятий спортом для моего ребенка. Если я хочу дать ему возможность получать удовольствие, реализовывать свои сильные стороны и развиваться через занятия спортом – это одно. Если мне надо, чтобы ребенок «играл жестче» и приносил мне медали для сториз в инстаграм – это другая история. Допустим, ребенок выбрал футбол. Смотрим, как он вливается в коллектив. Как взаимодействует с другими детьми? Принимает ли правила игры или капризничает? Как реагирует на тренировочный процесс? Готов ли он обучаться? Может, еще нужно подождать или пробовать другой вид спорта и место занятий?– Ответы на эти вопросы сильно зависят от фигуры тренера?
– Да. Очень важно, как с детьми взаимодействует тренер. Какую атмосферу он создает на занятиях, как объясняет задания, что и когда подсказывает детям, в какой ситуации кричит, почему хвалит? Тренер не должен быть добрым и категорически не может быть злым. Тренер должен быть справедливым. Это фундаментально.– Какие еще подводные камни?
– Конечно, будет стоять выбор между частной или государственной школой. Индивидуальный подход или бюрократия? Актуальные методики обучения или проверенные многолетним опытом наработки? Важно понимать, что возраст – не гарантия класса, а молодость не означает отсутствие опыта.Посмотрите, какое количество молодых тренеров, например, в Германии, выходят на первый план. Самое важное – человеческий ресурс. Готов ли тренер отдавать все силы, знания и душу именно вашему ребенку. Это несложно понять: достаточно немного пообщаться с тренером перед началом занятий и посмотреть на него во время матчей. Фигура тренера – определяющая в выборе места, где ваш ребенок проведет лучшее время в своей жизни.
Любой ребенок – гений!
– Крым – отдельная история в плане футбола?
– Если говорить в контексте того, о чем я говорил выше, то Крым и Россия находятся в одной плоскости. Есть только одно большое различие – конкурентная профессиональная лига. В Крыму по известным причинам у главной футбольной лиги не было возможностей для развития, например, еврокубков. От этого качество футболистов здесь на уровне ФНЛ-2. Сюда едут играть те, кого не взяли в России. Играют практически бесплатно. Управление крымскими клубами – это отдельная большая тема для выпуска «Красавы» или «Человек и закон». Моя задача – здесь и сейчас, в данных обстоятельствах развивать себя и игроков с максимальной пользой для всех.– У Крыма в футбольном плане большой потенциал?
– Да, и поэтому я здесь! Мне кажется, что именно в Крыму можно пробовать выстраивать новую систему, взращивать новую культуру воспитания футболистов. Почему? В Крыму нет единой системы. Никакой. Например, участие для детской команды в чемпионате Крыма, главном турнире полуострова, обойдется взносом в 10000 рублей и полной самостоятельной организацией матчей.– Серьезно?
– Да. Принимающая сторона арендует поле, приглашает судей и врачей, все это оплачивает. Организаторы не присутствуют на играх, а только ведут таблицы в онлайн-режиме. Как соблюдается регламент, кто следит за размерами поля и контролирует участие в матчах детей соответствующего возраста – загадка. Большой вопрос, получают ли игроки от участия в таких соревнованиях хоть какое-то развитие.– Звучит пессимистично.
– Совсем нет. Самостоятельная ответственность тренера, руководителя клуба может привести к качественному результату. В Крыму я могу выстраивать процесс обучения и воспитания детей так, как считаю нужным, исходя из актуальных требований игры и запросов общества. Для этого я создал футбольный клуб, выстраиваю детскую вертикаль, прописываю ценности и правила. Они направлены на гармоничное и всестороннее развитие ребенка, как футболиста и личности.Воспитанники «Зенита» могут стать сильнее, но для этого нужно играть с Европой
– Менталитет крымских детей чем-то отличается от, скажем, детей в Москве или Петербурге?
– Менталитет ребенка до 6-7 лет не отличается от менталитета детей из Москвы и Петербурга. Изменения происходят, когда на человека оказали большое влияние взрослые рядом. Будь то Крым или любой другой регион – не имеет значения. Главное – окружение. Любой ребенок – гений. Я в этом убежден. И любой может добиться больших достижений. Но окружение часто делает все, чтобы шансов раскрыться не было. Если родители и тренеры помогут подопечному найти в себе силы, разжечь огонь, научат его преодолевать трудности, на выходе они получат личность. Даже если футболом ребенок профессионально в итоге заниматься не будет…– Вы работаете именно с самыми ранними детскими возрастными группами. Почему?
– Во-первых, у меня нет профессионального опыта игры на высоком уровне. Во-вторых, я искренне считаю, что только работа с детьми с самого раннего возраста позволит мне добиться успеха в будущем со взрослыми. Такая цель у меня есть, не скрываю. Сейчас я прохожу ежедневное обучение, получаю регулярный тренерский и человеческий опыт. Я набрал мальчишек 3-4 лет и постарался подарить им возможность полюбить самую лучшую игру на планете, показал и научил разнообразным действиям на поле, реакциям на ситуации в жизни и в игре. Сейчас, в 8-9 лет, эти дети здорово оснащены технически, они хорошо понимают суть игры. Как обучить игре кого-то, если внутри тебя нет четкости и ясности в игре?Да, я вижу идеальные команды: мы знаем имена больших тренеров и названия стилей, но это все чужой опыт. И чужое понимание футбола. Поэтому я в Крыму – в месте, где я могу развиваться без страха увольнения из-за плохого результата. Поэтому планомерно развиваюсь с маленькими детьми: от простого к сложному. Дети учатся и учат меня. Это потрясающий процесс.
– Есть ли ощущение «нехватки базы» из-за того, что профессиональной карьеры у вас не было?
– Я бы назвал это не «нехваткой базы», а острым желанием обогатить свой опыт. Человек с большим профессиональным игровым бэкграундом за плечами может стать заложником стереотипов. Да, карьера футболиста – это хороший опыт. Но вопрос в том, как человек сумеет интерпретировать свой жизненный игровой опыт и грамотно его синтезировать в тренерские процессы. Ведь работа тренера не только на поле и в раздевалке. Это еще и общение с очень большим кругом разных людей, к которым нужен свой подход. У меня такого игрового опыта не было. Я – чистый лист, на котором пишу свою историю. И как раз отсутствие профессиональной карьеры считаю своим вселенским плюсом.Фото из личного архива Павла Розвадовского
Читайте также
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»