-
Почему РФС решил семь раз отмерить, прежде чем уйти в Азию
РФС может принять решение по поводу смены конфедерации 27 декабря24.12.22 20:23
Принятие решения о потенциальном переходе Российского футбольного союза в Азиатскую конфедерацию футбола (АФК) отложено до вторника, 27 декабря. Как по итогам заседания исполкома РФС вчера рассказал глава российского футбола Александр Дюков, поставить его на паузу вынуждает необходимость тщательного изучения всех возможных сценариев и последствий.
Однако медлить тоже нельзя – если Россия не хочет лишиться теоретической возможности вернуться на большую сцену и принять участие в отборочном цикле к ЧМ-2026, то соответствующее заявление о выходе из состава УЕФА нужно подать не позднее 31 декабря. Иначе это «окно возможностей» закроется, в то время как вероятность приема РФС в азиатскую футбольную семью, по словам Дюкова, сегодня более чем высокая. Письменные гарантии отсутствуют, при этом есть готовность АФК рассмотреть заявку России.
РФС не рвется в Азию, но невольно оказался заложником обстоятельств. Решение УЕФА об отстранении российских клубов и сборных от участия в международных турнирах в Доме футбола считают политически мотивированным, но попытки донести свою позицию до чиновников в Ньоне пока не принесли ощутимого успеха: Спортивный арбитражный суд в Лозанне отклонил поданную в марте апелляцию, так и не передав российской стороне полный текст решения с его мотивировочной частью, тогда как усилия добиться сближения позиций путем диалога и консультаций позволили лишь получить заверения УЕФА в готовности рассмотреть вопрос возвращения юношеских команд из России в европейские турниры. Иными словами, какой-то прогресс в отношениях заметен разве что под микроскопом.
На данный момент наше возвращение в европейские соревнования под большим вопросом, и, честно говоря, света в конце тоннеля, если говорить об исполкоме РФС, мы не видим, – сказал Дюков.
Сотрудничество с УЕФА продолжается на уровне Академии РФС за счет реализации образовательных программ и аттестации/лицензирования тренеров и арбитров. В мае 2023 года в Волгограде пройдет международный турнир развития УЕФА для юношеских сборных команд, но квартет участников составят исключительно сборные стран с постсоветского пространства – России, Белоруссии, Казахстана и Кыргызстана.
Пока политическая повестка превалирует над спортивной, добиться чего-то большего от УЕФА будет трудно. Расхождения с Европой Дюков назвал «идеологическими», но, если представить, что они в перспективе все же преодолимы, перед футбольными чиновниками в полный рост встает вопрос: каковы временные рамки урегулирования отношений с УЕФА и ФИФА? На этот вопрос сегодня никто не даст ответ, а именно он является ключевым. Запрет «с открытой датой» и сохраняющаяся неопределенность как раз являются основными факторами, подтолкнувшими РФС к рассмотрению возможности смены конфедерации.
По этой же причине аналогии с положением, в котором российский футбол (да и спорт в целом) оказался сегодня, стоить проводить не с английским футболом второй половины 80-х годов прошлого века, а, скорее, – с югославским начала 90-х. За бесчинства хулиганов, приведшие в 1985 году к трагедии на «Эйзеле», УЕФА изгнал английские клубы из еврокубков на пять лет (за исключением прямого виновника – «Ливерпуля», получившего шестилетний бан). Помимо того, что запрет был срочным, он и касался непосредственно футбола, какая-либо политическая подоплека отсутствовала напрочь. Руководство «Ливерпуля» не отрицало своей степени ответственности за произошедшее, а трагедия, унесшая 39 жизней, стала для Англии своего рода катализатором реформ, направленных на борьбу с хулиганами на трибунах.
Отсутствие же четких временных рамок запрета подталкивает к поиску альтернативных решений.
«Если бы нам сказали конкретный срок, мы бы устроили опрос и проголосовали, готовы ждать или нет. Но если это будет 10-15 лет?» – сказал Дюков, добавив, что отстранение на неопределенный срок может спровоцировать и отток футболистов, рассматривающих смену гражданства как возможный выход из сложившейся ситуации.
Югославский же пример куда более похож, на то, что сегодня происходит в России. В 1992 году футбол в СР Югославии (по факту – Сербии с Черногорией) оказался под санкциями ООН, наложенными за участие Белграда в военном конфликте в Боснии. Спортсмены в очередной раз пострадали из-за политики, а апогеем абсурда был отзыв югославской сборной с Евро-1992.
Согласно тогдашнему формату соревнования, в финальную часть турнира отбирались только команды, занявшие первые места в группе, и югославы, завоевавшие путевку в Швецию, прилетели в Стокгольм за несколько дней до начала чемпионата. Тем не менее, их сняли с турнира, пригласив взамен занявшую второе место в группе сборную Дании, которая в итоге преподнесла сенсацию и стала чемпионом Европы.
Великий Пикси. Как Драган Стойкович вдохнул новую жизнь в сборную Сербии
Сколько продлится эмбарго ООН, на тот момент не мог знать никто, но большинство экспертов увязывало его отмену с достижением мирного соглашения, которое поставило бы точку в боснийском конфликте. Именно так и вышло – санкции с югославских спортсменов были сняты три года спустя на фоне прорыва в переговорном процессе и подписания Дейтонского соглашения. ЧМ-1998 стал первым крупным международным турниром, на котором после выхода из изоляции выступила сборная Югославии.
Пока неопределенность в отношениях с УЕФА сохраняется, а дедлайн для подачи заявления становится все ближе, смену конфедерации уже поддержали руководители клубов РПЛ, а также спонсоры РФС. В числе немаловажных плюсов для спонсоров в контексте продвижения их брендов руководитель РФС назвал стабильный экономический рост азиатского региона на уровне 4-5% в год, рынок с населением в 4 млрд человек, а также присутствие крупного бизнеса, готового вкладывать в развитие футбола, в том числе в увеличение призового фонда Азиатской Лиги чемпионов.
Возможный бойкот игр с россиянами со стороны сборных, представляющих такие государства, как, например, Австралия, Япония, Южная Корея или Сингапур, опасений не вызывает, считает Дюков.
Когда 48 ассоциаций в Азии и 2-3 из них говорят, что не будут играть с нами, одно дело. Когда таких больше половины, то они начинают диктовать условия, – сказал глава РФС.
Последний переход национальной ассоциации футбола в АФК из другой конфедерации датирован 1 января 2006 года – именно тогда официально был закончен прием Австралии, до того входившей в Конфедерацию Океании.
Весь процесс прошел гладко – исполком АФК проголосовал за прием Австралии 23 марта 2005 года, 17 апреля свое согласие на переход дала Конфедерация Океании, а уже 29 июня во Франкфурте состоялось заседание исполкома ФИФА, на котором было принято решение поддержать инициативу австралийцев. С формальной точки зрения исполком ФИФА должен был вынести этот вопрос на обсуждение Конгресса ФИФА, который был запланирован на сентябрь 2005 года. Однако с учетом согласия всех трех сторон, исполком ФИФА решил миновать эту стадию и в ускоренном порядке одобрил переход, официально вступивший в силу в первый день нового года.
Фото: EPA/VOSTOCK-Photo
Читайте также
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»