• Юрий Семин – это Харви Вайнштейн футбольного мира

    Поговорим об удовольствии. «Локомотиве» и «Зените»

    07.11.19 01:31

    Юрий Семин – это Харви Вайнштейн футбольного мира - фото

    Не буду про тактику, закономерности, незакономерности, подготовку, схемы, мотивацию. И прочее. Буду про массовость в самом массовом виде спорта. И работу над массовостью.

    Что главное в футболе? О чем всегда упоминают в репортажах и пишут в «антуражах»? Можно забыть напыщенно протянуть про xG. И даже про роль методисты в построении дифенсоречентралей во время подачи углового с левого фланга страдающим водянкой правоногим треквартистой на 45-й минуте при северо-западном ветре от трех до семи метров в секунду в ноябре. Но штампы про пустые / полные трибуны будут в каждом репортаже.

    Это правильно. Это предназначение футбола. К чему стремятся футбольные чиновники? Почему российским стадионам ставят в пример «Зигналь Идуну Парк», «Фельтинс Арену» и прочие «Селтик Парки»? Чего боялись до чемпионата мира – 2018 и что все-таки случилось со стадионом в Саранске?

    Зрители – как деньги. (Хотя почему «как»? Зрители = деньги.) Их всегда мало. И хочется больше! Больше! На «Петровский» в 1992-м в среднем ходили 2675 человек. Но хотелось бы три-четыре тысячи! В 2002-м – 17 300. Но хотелось бы 19 тысяч! В 2019-м меньше 40 тысяч – плохой результат для «Газпром Арены».

    «Автобусы» – средство против массовости. Это против посещаемости > 50 тыс. человек. А футбол – часть мировой поп-культуры. Зрелище. Как цирк, театр, кино. Без зрителей бессмыслен. Будь иначе – матчи проводили бы в закрытых помещениях. Футбол стал частью поп-культуры благодаря зрелищности, непредсказуемости, драматичности. Массовости.

    Из 70 тысяч человек на стадионе 10 тысячам будут неважны результат и игра команды. 20–25 тысяч будут рады результату, и им будет плевать, что их команда выставила на своей половине «автобус», «сани» или «омнибус». Еще 20 тысяч будут рады результату… но… конечно… играли так себе… в тот раз было поинтереснее, конечно, да... Другие 20 тысяч не отличат угловой от бутылочки с водой. Им нужно зрелище. Иначе в следующий раз не придут.

    Футбол – заработок для участвующих, предмет полемики для любителей. И зрелище для основной части. Благодаря которой футбол стал частью поп-культуры. И основная часть – заработок для участвующих. Основная часть – это нервно щелкающий пультом / мышью мужик, которому необходимо что-нибудь посмотреть. Для него футбол – это замена псевдополитическому шоу с вечерним звоном или сериала. И что этот щелкающий узрел, наткнувшись на матч «Зенит» – «РБ Лейпциг»? Парадокс. Тяжелый артхаус для зала в 60 тысяч человек. Не понимающих, почему Сергей Семак выбрал такую тактику, почему эти немцы играли быстрее. Можно объяснить. Но им все равно. Они не увидели зрелища. А главное, не поняли, почему. Станет ли щелкающий останавливаться на этом канале в следующий раз? Минус один из 60 тысяч.

     

    А Юрий Семин поддержал футбол в мейнстриме. «Локомотив» отлично проиграл «Ювентусу». Это (вновь о штампах) когда говорят: «проиграли достойно», «не стыдно», «бились!», «мужики!», «можно проиграть с каким-угодно счетом, но…», «а вот наш тренер, царствие ему небесное, всегда в таких случаях говорил…» и т. д.

    Нервно щелкающий мужик увидел зрелищный матч. Узрел, как российская команда едва не обыграла чемпиона Италии. Увидел, как игроки «Локомотива» не жались к воротам, периодически играли первым номером, упускали моменты, устраивали позиционные атаки. Мужику все равно, кто как физически готов, он об этом не думает. Мужик сопереживал «Локомотиву». Позабыл, чем там собирались звенеть на другом канале. И тут концовка, отличная драматургия. Неизвестность. Нерв. Разочарование. Мужик вновь захочет посмотреть на «Локомотив».

    Который играл вдохновенно. Думаете, игроки «Локомотива» показали то, о чем Юрий Семин говорил на установке? Он их вдохновил. Заставил поверить, что футбол в их исполнении – качества лучше, чем они полагают, чем полагают о них. Как хороший продюсер, уверивший режиссера в том, что его фильм не полный провал. Как хороший продюсер, сделал качественный продукт для массового зрителя. Трибуны домашнего стадиона «Локомотива», некогда обители для «пяти проводниц пятого колеса», заполняются, шумят, сопереживают. Это Семин спродюсировал. Семин – это футбольный Харви Вайнштейн. По российским меркам. Вайнштейн, один из успешнейших продюсеров, работал над «Криминальным чтивом», «Умницой Уиллом Хантингом», «Бандами Нью-Йорка», «Властелином колец», «Авиатором», «Убить Билла», «Король говорит!» И работал с десятками третьесортных фильмов. Которые стали успешными и известными.

    Юрий Семин заставил поверить зрителей, что они хорошо провели время. И они вернуться на стадион, несмотря на поражение «Локомотива». Они получили удовольствие, ощутили эмоции. Получился ли из матча «Локомотив» – «Ювентус» «Король говорит» или «Авиатор»? Или вышли «Пираньи 3D» и «Ужас Амитивилля»? Пусть кинокритики решают. Семин все сделал как хороший продюсер – массовый зритель все равно пойдет на новый фильм Семина. Главный тренер «Локомотива» успешно пропагандирует футбол. Делает его еще более массовым. Если вы хотите называть футбол «спортом номер один», то он должен остаться в разделе «поп». Массовым явлением.

    Если это не нужно, то не стоит говорить о «заполняемости» стадионов. Судить по команде по количеству болельщиков. Бравировать, насмехаться. Призывать брать пример / идти на стадионы.

    Но в погоне за массовостью получается замкнутый круг. Парадокс. Массовому зрителю нужно зрелище. Но нужен и успех. И нужен результат. Которого часто добиваются без зрелища. Которое нужно массовому зрителю.

    Читайте также

    Матч «Локомотив» – «Ювентус»: история о том, как преодолевать колхоз

    Виноват ли Семак, и если да – то в чем?


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»