-
Защитник «Зенита» Дмитрий Чистяков: Главное впечатление сезона – 7:1 со «Спартаком»
Дмитрий Чистяков дал большое интервью перед матчем «Спартак» – «Зенит»15.05.22 10:00
У Дмитрия Чистякова потрясающая история успеха. Он начал играть в футбол в Петербурге, но сразу заявить о себе не получилось. Тем не менее, транзитом через Армению, «Шинник», «Тамбов» и «Ростов» футболист вернулся в «Зенит». Более того, Чистяков пробился в основной состав, дебютировал в Лиге чемпионов, ворвался в сборную России, а весной и вовсе стал ключевым центральным защитником команды. И если в прошлом сезоне он лишь отчасти помог «Зениту» стать чемпионом России, то в этом его роль оказалась почти что определяющей, особенно когда Сергей Семак не мог рассчитывать на Деяна Ловрена и Ярослава Ракицкого.
Несмотря на резкий взлет в карьере, Чистяков не потерял голову. Он остался простым и искренним человеком. Всегда готов фотографироваться с болельщиками, мне сразу предложил говорить на «ты», а после интервью признался, что ему нужно срочно бежать на учебу. Оказалось, что он учится в ростовском университете на спортивном направлении и после тренировок «Зенита» сдает зачеты и экзамены в режиме онлайн.
В эксклюзивном интервью «Спорту День за Днем» Дмитрий Чистяков рассказал:
– почему не удалось пройти «Бетис» в Лиге Европы;
– насколько хорош вратарь Даниил Одоевский;
– как Валерий Карпин борется со страхами футболистов;
– почему отец никогда не болел за «Спартак»;
– как выжить в однушке с тремя котами и тремя собаками.
Медаль ждет поездки в Пикалёво
– В каждом интервью после перехода в «Зенит» ты рассказываешь, что до сих пор до конца не осознаешь, что все это происходит с тобой. Сейчас уже осознание пришло?
– До сих пор иногда задумываюсь об этом. Сильно будет сказано, что я не верил в такое развитие событий. Но вспоминая, что два-три года назад я играл еще на совсем другом уровне, даже в первой лиге, а сейчас я в первой команде «Зенита»... До конца, может быть, все еще не верится, это очень круто.– Не возникало по ходу этого периода мыслей, что все идет слишком круто, ты не потянешь?
– Такого не было точно. Всегда рвался только вперед.– Я был на стадионе, когда вам вручали медали. Смотрю, как футболисты получают медали, а ты где-то в стороне залип в телефоне. Тебе было не интересно?
– Я хотел, чтобы моя девушка вышла на поле, разделить с ней этот момент. Она была на трибуне, а я пытался дозвониться ей, но звонок не проходил. Высматривал ее с поля, но никак не мог найти. Поэтому и задержался.
– Обычно всегда медали получают сначала футболисты, потом главный тренер. Ты же пришел после Семака. Не было проблем из-за этого?
– К счастью, нет. Я даже не обратил на это внимание. В тот момент очень хотел разделить чувства с девушкой, и я рад, что она все-таки попала на поле.– Что сделал с медалью?
– Пока лежит дома. Ждет, когда я поеду в родной город (Пикалёво. – «Спорт День за Днем»), отдам ее батьке в коллекцию. У нас дома есть небольшой музей со всеми моими наградами. Все хранится там.– Как победу отмечали?
– Был командный ужин. Спокойно отметили.– Ничего себе спокойно: Илья Соболев, Сергей Жуков…
– (Смеется.) Я скажу только за себя – чуть-чуть посидели, покушали, выпили шампанского. Домой пришел около двух-трех. Потом был выходной, так что можно было. Мы немного отдохнули, но затем начали подготовку к очень важному матчу со «Спартаком».Батька в «Зените»
– Весной «Зенит» играет и в два, и в три центральных защитника, меняя схему по ходу матчей. Ты уже освоился?
– Прекрасно себя чувствую и в двойке, и в тройке. Самое главное – играть. Я для себя не вижу никаких проблем, а остальное решать тренеру.– Ты рассказывал, что ездил на просмотр в «Рубин» Курбана Бердыева. Сесар Навас тогда уже закончил?
– Он был. Кажется, приехал по ходу сбора и подписал контракт еще на год. Я его застал и немного потренировался с ним.– Я почему спрашиваю, у Наваса в «Рубине» Бердыева была очень важная роль – руководить обороной команды. На тебя в «Зените» такие обязанности упали, когда ты начал играть центрального в тройке?
– Наша позиция предполагает, что всегда видим все поле, а поэтому всегда должны подсказывать и руководить командой. Я не могу сказать, что у меня самый громкий голос, но я стараюсь подсказывать и делать то, что требует Александр Геннадьевич Анюков.– Более-менее понятно, какой тренер Сергей Семак, а каков Александр Анюков?
– Он тоже очень спокойный. Обычно собирает нас, защитников, на теоретических занятиях, где мы смотрим и разбираем игровые моменты по видео.– Весной Ярослав Ракицкий уехал, Деян Ловрен травмирован – вся оборона оказалась на тебе. Чувствовал повышенную ответственность?
– Я бы не сказал, что все оказалось на мне. Я не хочу себя превозносить. Хочу, чтобы все вместе мы старались обороняться успешно. Так что определенная ответственность, конечно, есть, но она распределяется на каждого из нас.– От кого больше подсказа идет на поле?
– У нас нет на поле батьки, который будет орать и пихать. В команде нет дедовщины. Вместо этого мы все вместе стараемся играть дисциплинированно и подсказывать друг другу, а если кто-то ошибся, то будем вместе исправляться. Даже с иностранцами стараемся вести диалог на поле – чуть-чуть на английском, какие-то слова на испанском и даже на русском что-то они уже знают. Так что все друг друга чуть-чуть подбадривают.– И все же зимой «Зенит» в основном наигрывал вариант с обороной Ловрен – ты – Ракицкий, а в итоге все совсем поменялось. Твоя игра изменилась от этого?
– И да, и нет. Понятно, Ярик всегда начинал атаки. Моей работой в основном было подчищать и отдавать ему. Но Дуглас и Алип имеют хороший первый пас, поэтому в какой-то степени моя игра не изменилась. У меня нет сильного первого паса, так что, как и раньше, я стараюсь играть на своих лучших качествах – успешно вести единоборства.
– Нуралы Алип – это еще не Ракицкий?
– Я не знаю, но у него тоже хороший первый пас и вообще он квалифицированный футболист.– Я слышал на тренировке, что ты дал ему погоняло – Нури Шахин.
– Неужели это я сказал? Это были просто мысли вслух (смеется).– Быстро нашли с ним общий язык?
– Да, Нурик хороший парень. Как раз в последнее время неплохо общаемся с ним.– Помимо защитников, у «Зенита» весной менялся вратарь. Знаю, что многие защитники комфортнее себя чувствуют, когда сзади играет опытный голкипер. Когда Даниил Одоевский вышел играть в воротах, волнения не прибавилось?
– Вообще нет. Одоевский – офигенный вратарь! Он вышел на ответственейший матч не случайно. Со своей стороны, наоборот, хотелось сыграть как можно лучше в обороне, чтобы минимизировать количество атак на наши ворота.Боязнь ошибки и «Бетис», Семак и Карпин
– Хорошо помнишь матчи против «Бетиса»?
– Абсолютно.– Что произошло в домашней игре?
– (Пауза.) Настрой был бешеный. Не могу объяснить причину быстрых голов в наши ворота. Это была пощечина.– Ты рассказывал, что причиной неудачных матчей на выезде в еврокубках может быть страх ошибиться. Возможно, то же самое сказалось в домашней игре с «Бетисом»?
– Может быть. Это и еврокубки, и первый матч после зимней паузы. Цена ошибки была очень высока. И если ты именно боишься ошибиться, то обязательно ошибешься.– Я много изучаю детско-юношеский футбол. Обращаю внимание, что играющие в атакующий футбол детские команды лучше раскрывают своих игроков, но у нас часто тренеры просят сыграть попроще, потому что на кону результат в турнире. Часто слышал в детстве фразу «Дима, давай проще»?
– Я бы не сказал. Наоборот, обычно я не чувствовал того, что ни в коем случае нельзя ошибаться. Конечно, были ответственные матчи вроде финала Кубка Ленинградской области, где я и сам старался чаще сыграть на вынос, но так чтобы за ошибки ругали, я не помню.
– Валерий Карпин после поражения сборной России от Хорватии (0:1) много говорил о психологии и боязни ошибиться. Пытался ли он работать с этим страхом в подсознании в национальной команде?
– Да, он постоянно говорил нам: «Ошибайтесь! Чего вы боитесь? Вся ответственность на мне. Идите – играйте. Ну проиграете сегодня в сборной – поедете играть обратно в клуб, и ничего не потеряете». Просил, чтобы выходили играть и не боялись.
– Когда описывают тренера Карпина, то сразу говорят, что он запрещает сахар. Но это какая-то ерунда. Что серьезно он требует от игроков, как тренер?
– По поводу сахара – все правда. Но мысль в том, что он прививает дисциплину питания. У него понятная политика – кушай правильно, заправляй машину хорошим бензином – ты побежишь по-другому.– Почувствовал этот эффект на себе?
– Конечно, я же работал у Карпина. И сейчас стараюсь придерживаться правильного питания. Я ем практически все, но в умеренных дозах. Например, я не могу пить кофе без сахара. В остальном же сахар не употребляю.
Ключевая идея Карпина проста – даже в 30 лет можно улучшить свою игру, а основные принципы связаны с простыми вещами – с питанием, сном и работой на тренировках.
– На развитие первого паса ты уже не рассчитываешь?
– Я понимаю, что такого паса, как у Ракицкого у меня не будет. Мне хотелось бы улучшить этот навык, но все равно буду играть на своих сильных сторонах.
– Возвращаясь к «Бетису», в перерыве домашнего матча Семак бушевал?
– Он может зайти на повышенном тоне, но даже при этом разложит, что нужно убрать или подкорректировать в игре. Ему всегда удается нам все объяснить.– На ответный матч против «Бетиса» настрой был уже другим?
– Настрой на оба матча был запредельным. О недонастрое речи вообще не может идти в плей-офф еврокубков. Мы понимали, что «Бетис» – это серьезный соперник. Просто в Испании показали совсем другой футбол.– Почему так?
– (Пожимает плечами.) Сама атмосфера решающего матча нас раскрепостила, и счет уже был 2:3 – не было такого большого давления.– Что больше понравилось – «Бенито Вильямарин» или «Стэмфорд Бридж»?
– Все-таки «Стэмфорд Бридж». Когда понимаешь, кто играл на этом стадионе и против кого ты сейчас выходишь, ни с чем несравнимое ощущение. Так что матч против «Челси» понравился больше.– Еще один фактор в пользу «Челси» – твое противостояние с Ромелу Лукаку?
– Рад, что он сыграл против меня в своей лучшей форме. Например, сейчас он далек от оптимальных кондиций. Но я смог посмотреть на себя на фоне нападающего такого уровня с его лучшими скиллами. Понял, что могу конкурировать с такими, хотя по итогу он и забил из-под меня.– Ты забиваешь на 90-й минуте ответного матча против «Бетиса». Какие ощущения?
– Я не поверил. Хотел радоваться, но сил уже почти не осталось. Потом смотрю, что начинается какой-то кипиш – игроки подходят к судье, у наших радости все меньше. Когда понял, что ВАР будет смотреть возможный фол, то я уже поник. Расстроился, и уже вообще ничего не хотелось.– Как вообще относишься к ВАР?
– Нормально. Только хочется, чтобы быстрее принимали решения, чтобы ритм игры не падал. Это хорошая штука для торжества справедливости. Правда, у нас в чемпионате России даже с ВАРом это не всегда получается. Но все же это больше плюс, чем минус.Соперничество с «Динамо» и «Спартак»
– Ты из тех игроков, что пересматривает свои матчи?
– Смотрю, но чаще не матчи, а нарезку своих действий в InStat. Останавливаю, анализирую, как мог бы сыграть еще.– Топ-3 запомнившихся момента в этом сезоне.
– Конечно, 7:1 со «Спартаком». Выезд с «Бетисом» – мне понравился матч. А еще отличная атмосфера была в игре с «Краснодаром» – решающий матч, хороший стадион и погода.– Чувствовалось напряжение из-за того, что «Динамо» долго в таблице шло рядом?
– Мне кажется, что мы могли проиграть только самим себе. Хотя «Динамо» и поджимало, была уверенность, что мы своем дожмем. И после победы над «Краснодаром» все давление, как рукой сняло – дальше две домашние игры, в которых однозначно должны были забирать чемпионство, что и произошло.– Бан от еврокубков. Как встретил эти новости?
– С негативными эмоциями, как и все. Любой амбициозный футболист хочет играть в Лиге чемпионов. Поэтому я очень расстроился. Но все зависит не от нас. Нам остается только ждать, и надеяться, чтобы все разрешилось как можно быстрее и все вернулось. Я бы хотел сыграть со сборной России на чемпионате мира.– Ты с ходу назвал самым ярким впечатлением сезона победу над «Спартаком» (7:1). Что это было для тебя лично?
– Я только начинал играть в старте, еще были Ярик с Ловреном. Запомнилась поддержка болельщиков, ну и результативность – невероятные эмоции! К тому же и я неплохо сыграл.
– Счет 7:1 отражал игру? Действительно было так легко?
– У нас было много моментов. Не получилась игра у «Спартака», а у нас, наоборот, все получилось.– «Спартак» сильно нагнетает атмосферу вокруг матча с «Зенитом». Давит ли это на команду?
– Я ничего не читаю. Настраиваюсь на серьезную игру. С нетерпением ее жду. Но это будут два совершенно разных матча.– Мог ли ты когда-нибудь перейти в «Спартак»?
– Когда я играл в «Ростове», то были слухи. Но никакой конкретики не было. Только в соцсетях обсуждали.– Твой отец случайно за «Спартак» не болел?
– Он вообще футболом не интересовался пока меня не стали по телевизору показывать (смеется), когда я уже начал играть за «Тамбов» и «Ростов». У меня нефутбольная семья. Только я и мой брат средний занимался футболом до травмы.– Ты помнишь, что уже забивал в ворота «Спартака»?
– Да, за «Ростов». С углового. Это был мой первый гол в РПЛ. Так что я его запомнил.
– Как думаешь, сможешь забить еще раз?
– Не буду прогнозировать. Главное, чтобы сзади все было спокойно, а впереди есть, кому решать вопросы.Девушка ругается из-за футбола дома
– У тебя правда дома зоопарк?
– Мини (смеется). Три кошки и три собаки.– Имена помнишь?
– Кошки – Марс, Томас и Ева. Собаки – Барни, Бони и Бакс, – все на «б».– Все с какой-то историей? Подобраны на улице?
– У всех по-разному. Кто-то с приюта, кто-то с улицы.– Откуда такая любовь к животным?
– С детства. От родителей пошло. У нас раньше было свое хозяйство. И с девушкой получился коннект на этой почве. Она тоже любит животных и помогает приютам.
– Собака, с который ты выходил на матч с «Ростовом», теперь тоже живет у тебя дома?
– Не получилось. Когда перед матчем я зашел в комнатку, где собаки ждали нас, мне понравилась эта девочка. Но мне сказали, что у нее завтра будет встреча с девушкой, которой она раньше понравилась. Я смог бы забрать ее только, если бы она не стала бы ее забирать. Но следующим утром я получил сообщение, что ее все-таки забрали.– И даже так три кошки и три собаки – это очень много.
– Одна собака большая, другая маленькая, третью сейчас взял – она еще щенок. Не знаю, какой она вырастет, но где-то двадцать килограммов будет. Она беспородная, как и все.– Ты, наверное, живешь за городом?
– Нет, в квартире.– Я понял. Видимо, одна комната для тебя с девушкой и еще три для животных.
– (Смеется.) У нас однокомнатная квартира.– Не может быть. Тяжело?
– Нет (улыбается). Единственная проблема – щенок, который пока еще маленький и грызет все подряд. Но в плане тесноты проблем нет.– Как-то я жил одной комнате с двумя хаски. То еще удовольствие…
– Хаски – это совсем другая порода. Им нужно постоянно двигаться. А у меня все проще – тюфяки, которым только поспать и поесть.– Кошки и собаки не могут дружить – это миф?
– Абсолютно. Наоборот, щенок сейчас больше всего играет с одной из кошек.– Вне поля у тебя тоже есть футбол? Смотришь его дома?
– Я смотрю вообще любой футбол, какой только показывают. К сожалению, на сейчас перестали показывать Англию. До всех этих событий включал еще Италию, Францию, Испанию. У нас дома всегда включен футбол. Могу даже включить одновременно два матча на телевизоре и на планшете. На меня даже девушка ругается, что я постоянно смотрю футбол.Фото: ФК «Зенит», РФС
Читайте также
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»