-
Судья из Петрозаводска дебютирует в РПЛ на матче «Зенита». Откровенное интервью ученика Владимира Петтая
Артур Федоров рассказал, какое большое влияние на него оказал Владимир Петтай12.03.23 10:51
В матче «Зенит» – «Химки» на «Газпром Арене» дебютирует в РПЛ арбитр Артур Федоров из Петрозаводска. Все помнят, что Владимир Петтай представлял Карелию в Премьер-лиге, но в 2011 году он трагически ушел из жизни. Вспоминая его, всегда говорят об уникальной доброте и улыбке. Справедливо сказать, что Артур впитал от своего учителя только самое лучшее.
Прочувствовать это удалось в первый же день на сборе судей РПЛ в Турции. Нам, журналистам, разрешили принять участие в тренировке вместе с арбитрами. Так совпало, что я бегал рядом с Федоровым, с которым на тот момент мы еще не были знакомы. Артур постоянно подсказывал упражнения, по-доброму подкалывал, если что-то не получалось, а в конце с уважением пожал руку, ведь я единственный из журналистов полностью прошел судейские тесты на физическую подготовку, пусть и с результатом, о котором стыдно рассказывать на людях.
После этого писать интервью на «вы» было бы неправильно, потому что первая «стена» непонимания между нами уже была сломана. Беседа шла легко и непринужденно, хотя с Артуром по-другому быть и не могло. Не случайно он меня подловил в отеле через три часа после интервью. Ему очень хотелось добавить еще один фрагмент, который показался важным: «Помнишь, я говорил про Петтая. Есть интересное совпадение. Он на сборах всегда жил в одном номере с Эдуардом Малым. Вместе они и с детьми уроки делали по телефону, и общались о чем угодно. Петтай из Петрозаводска, а Малый из Волгограда. И я сейчас живу в одном номере с Рафаэлем Шафеевым, мы так же хорошо общаемся – я из Петрозаводска, он из Волгограда».
Артур настолько искренне желал со мной поделиться этим, что я не мог ему сказать, что по интервью оно вряд ли куда-то хорошо встанет. Но для понимания, каков судья Федоров, как человек, это определенно важно. Мне кажется, что таких людей уже не делают.
Из интервью Артура Федорова вы узнаете:
– много о влиянии Владимира Петтая на его карьеру и становление;
– о коровах на поле и особых взаимоотношениях с отцом;
– о странном отстранении в эпоху руководства Александра Егорова;
– необычные истории о матче «Амкала» со «Звездой» в Кубке России;
– о мечте отработать игру РПЛ всей бригадой из Петрозаводска.
Молодой арбитр на сборе с судьями РПЛ
– Это у меня уже второй сбор с судьями РПЛ, но в Турции мы дольше. Конечно, впечатление классное. Отличные условия, хорошая погода. Есть все для того, чтобы становиться лучше и сильнее. Полезно побывать в такой атмосфере. К тому же есть возможность пообщаться с людьми, которые давно работают в судействе. Спросить совета – это дорогого стоит.
– Восприятие молодого и опытного судьи сильно отличается?
– С высоты своего опыта они знают, как лучше сделать для футбола. Иногда мы, молодые ребята, действуем прямолинейно. В целом футбол – игра простая: кто первый сыграл в мяч, тот и прав. Но есть много нюансов.
Для нас хорошо, что любой опытный коллега на сборе, всегда открыт. В любое время можно подойти и чем-то поинтересоваться. Даже можно поделиться каким-то моментом из своей игры, который он разберет по косточкам.
Здесь находятся и инспекторы. Они тоже открыты. У них еще больше опыта.
– Инспекторы проверяют работу судей. Мне всегда было интересно, как арбитры взаимодействуют с ними?
– Вот ты говоришь «проверяют», а я считаю, что они обучают. Перед игрой они настраивают нас на матч, помогают каким-то советом. Могут подбодрить или, наоборот, встряхнуть. После игры происходит анализ моментов по горячим следам.Начало карьеры и Владимир Петтай
– Как ты пришел к тому, чтобы стать судьей?
– Когда я занимался в спортивной школе №7 в Петрозаводске, мой второй тренер Сергей Владимирович Ершов на одной из тренировок мне говорит: «У тебя же травма. Посуди нашу товарищескую игру». Потом стал увлекаться этим.Плюс в Петрозаводске жил Владимир Леонидович Петтай. Он для нас был большим человеком и личностью.
Мы все, Дуденков, Мухтаров, Семенов, Сороковой, Карапетян, Карпов, на него смотрели и понимали, что возможно стать судьей Премьер-лиги. Вопрос только во времени, небольшом везении и работе над собой.
В 12 лет я взял свисток в руки. Владимир Петтай нас направлял, обучал, оберегал и вел к этому.
– Владимир Леонидович взял вас под крыло и вел вас?
– Это слишком сухо. Он нам папу заменял вообще во всем. Мы не зацикливались только на футболе, говорили вообще о жизни. Он прекрасно понимал, что мы молодые ребята, в какой-то момент нас может увести жизнь в сторону от футбола.Не подобрать правильного слова, чтобы объяснить, что он для нас делал. Во всем помогал и оберегал. Человек приезжал после тяжелых игр, на следующий день мы с ним садились и разбирали мои игры из КФК. Он тратил время на все это, хотя мог этого не делать.
– Насколько я знаю, у него была мечта, чтобы в Премьер-лиге была бригада из Петрозаводска.
– Щепетильная тема для меня. На похоронах мы с ребятами, которые в Петрозаводске были в профессиональном футболе или вот-вот подходили к нему, пообещали друг другу, что бы ни случилось дойти до конца. Понятно, что попасть на самый высокий уровень не получится у всех, но мы приложим максимальные силы к этому. И получилось так, что на сегодняшний день я, Рустам Мухтаров и Дима Семенов из Петрозаводска находимся здесь на сборе Премьер-лиги.
Понятно, что мы работаем для себя и своих семей, но я выкладываюсь и за его мечту. Мне этого очень хотелось. Последние семь лет не было ни дня, чтобы я об этом ни думал. Когда надо тренироваться, но нет желания или сил, вспоминаешь об этом, идешь и работаешь.
– Владимир Петтай разбился в авиакатастрофе под Петрозаводском в 2011 году. Сколько лет тебе было на тот момент?
– Почти 21 год.– О трагедии узнал одним из первых?
– Я узнал быстро. Ночью ко мне приехали Дима Семенов и Сережа Сороковой. Я открываю дверь – они стоят оба бледные. Глубокая ночь. Я говорю: «Чего приперлись, дураки». Они сказали: «Леонидович, разбился».
Дальше все плохо помню. Шесть дней в полном тумане. После той фразы помню только похороны, потом игра у меня была. Очень тяжело было.
– Запомнилось ли тебе от него наставление, которое всегда у тебя в голове?
– Их всегда было очень много. Мне и дня не хватит, чтобы рассказать все его истории и советы.
Одно из того, что запало в душу: нужно судить так, чтобы приезжая домой после игры, на следующее утро ты мог посмотреть себе в глаза. С этим иду по жизни.
– Судьи – это большая футбольная команда.
– В одном из интервью Владислав Юрьевич Безбородов сказал, что судейство – это индивидуальный вид спорта. Отчасти он прав. Выходя на футбольное поле, в одном конкретном матче ты работаешь на себя, и только на сборах мы вместе обсуждаем игровые моменты и приходим к общему мнению.На сборах – команда, во время назначений – каждый сам за себя.
– Я слышал, что для судей бывают так называемые «проверки Югом». Когда нужно понять психологическую устойчивость арбитра, его назначают на матчи Второй лиги зоны «Юг», где по традиции много эмоций и горячий нрав. Ты с таким сталкивался?
– Нальчик, Пятигорск, но все было спокойно. В позапрошлом году судил матч за выход в Первый дивизион «Кубань-Холдинг» – «Кубань». Не сложная была игра. По антуражу Второй лиги она считалась значимой, но на поле люди играли в футбол, а мы, судьи, старались просто не мешать им.Отстранение в ФНЛ
– В сезоне-2019/20 ты отработал в Первой лиге «Факел» – «Чертаново» и «Нефтехимик» – «Луч». После этого назначений не было продолжительное время. Что произошло?
– Я ошибся в двух играх. Руководителем был Александр Егоров, который отправил меня в запас. Я долгое время просидел дома, ездил только на сборы с ребятами Первого дивизиона. Очень переживал тогда, ждал новых назначений.Весной получил один матч, а потом сразу же карантин. Наложилось. Мне очень хотелось судить, когда я получил то отстранение. Психологически было сложно приезжать на сборы, потому что кто-то оттуда улетает сразу на игры, а ты домой. Потом другой сбор – то же самое. В тот период я только к нормативам готовился.
– Чаще всего после ошибок сидишь один-два тура, а потом снова можешь работать. Неужели настолько серьезно ошибся?
– Обычная ошибка. Рассуждать об этом мне трудно.
– Даже второй дивизион не давали?
– Спасибо Николаю Владимировичу Иванову, большой друг Владимира Петтая, который тогда возглавлял судей Северо-Запада. Он спросил, хочу ли я отсудить игру на МРО, на что я с огромным удовольствием согласился.– Понятно, что хочется судить. Финансовый вопрос тоже никто не отменял.
– За это благодарность моей жене. Во-первых, она адекватно все восприняла и поддержала меня морально. Никогда не давила, успокаивала.Конечно, когда не получаешь назначений, то начинают в голове вертеться мысли, что все вокруг такие плохие, а ты один хороший. Хотя на самом деле надо начинать с себя. Ведь ошибся я, а не кто-то другой.
– Видимо, в этот период жена обеспечивала семью.
– Она вроде уже занялась своим делом тогда. Пользуясь случаем, передаю ей привет.«Амкал» в Кубке России
– Какой в твоей карьере матч был самый сложный?
– По принятым решениям или по антуражу?– Предположу, что по антуражу самый сложный матч был в Кубке России «Звезда» – «Амкал».
– Я почти не читаю прессу. Но в тот момент немного изучал. В этом мне помог Рустам Мухтаров. Он немного в курсе медиафутбола и постоянно скидывал мне что-то о предстоящем матче. В какой-то момент я уже остановил его, потому что показалось, что он меня накачивал перед игрой.По решениям самый сложный матч – это дальневосточное дерби «Луч» – «СКА-Хабаровск».
– Почему?
– Накал. Длительный перелет. Другой часовой пояс – время 9 утра, а тебе уже какие-то решения нужно принимать.
С «Амкалом» просто много писали и говорили, но я старался абстрагироваться от этого. Вообще если что-то происходит, то хорошее мы и так узнаем, а негативное лучше не читать.
– Помню, что и до матча накачивали и после.
– После матча вообще жесть.Приезжаю с игры домой. На следующий день идем с женой в большой магазин. Жена выбирает картошку, я с тележкой стою. Мужик, проходя мимо, остановился. Я понимаю, что-то начинается. «Я вас нигде не видел? Вы очень на кого-то похожи», – спрашивает. «Так я врач известный», – ухожу в сторону. Начал потом что-то рассказывать ему, он забылся и ушел.
И я понял еще, если бы это был совсем молодой парень, так мужику лет за 40 было.
Много писали про тот матч. Причем много хорошего в том числе. Но не хочу такую популярность.
– Я был на той игре. Самый спорный момент – гол после быстрого розыгрыша штрафного без свистка.
– Я как чувствую на футбольном поле, так и поступаю. Дай мне такой же момент – наверное, поступлю иначе. Но в моменте казалось, что все сделано верно.Самое смешное, что я сначала был назначен на первый матч «Амкала» в Кубке против «Твери». Но заболел. Тогда отработал Сельдяков. Проходит время и мне дают второй матч «Амкала». Ребята уже смеются, пишут, что от судьбы не уйдешь.
– Про медиафутбол ты ничего не знал и не знаешь?
– Ну что-то знаю. Почему-то перед пробитием пенальти подошел к вратарю «Амкала» и сказал: «Знаю, что у вас в медиафутболе вратарям можно покидать линию ворот перед одиннадцатиметровым. Здесь мы так поступать не будем». Наверное, Мухтаров мне что-то об этом прислал.Пристально за медиафутболом не слежу. У меня жена, дети. Просто некогда лежать на диване и смотреть ютуб. Лучше пойду потренируюсь.
– Какое у тебя отношение к тому, что команды блогеров приняли к участию в Кубке России?
– Чем больше команд в Кубке, тем больше у нас работы (улыбается).
Могу только поделиться ощущениями от игры в Петербурге. Реально атмосфера была крутой. Не скажу, что было много народу, но антураж прикольный. Интересно, что было бы, если бы они играли на «Петровском» или «Газпром Арене».
– Значит, судьи положительно отнеслись к новому формату Кубка России.
– Не общался на эту тему и даже не задумывался. Судьи живут от игры к игре. Кубок или чемпионат – это не так важно. Футбол – это уже праздник. И чем его больше, тем лучше.Открытость и ожидание дебюта в РПЛ
– Фактически ты уже дебютировал на матче команд РПЛ.
– Первый матч «Торпедо» – «Сочи». Понятно, что это официальная игра на уровне РПЛ, но это не чемпионат. Мне кажется, что там ощущается все по-другому. Может мне так «повезло», что я работал на предпоследнем туре, где, наверное, у футболистов было уже чемоданное настроение. Хотя решения приходилось принимать как всегда, было много работы.– Это был первый матч с ВАР для тебя. Как ощущения?
– Спасибо всем нашим – Кириллу Верхолетову, Антону Аверьянову, Василию Казарцеву, кто помогал нам в обучении. Столько заботы и внимания нам уделили – на ВАРе работа тяжелейшая.
Но папа у меня считает по-своему. Когда я поехал на первый сбор с ВАР, мне звонит отец. Видимо, какой-то матч РПЛ прошел. И мне папа говорит: «Ну что там смотреть? Сразу же видно пенальти, что вы еще смотрите». Я ему объясняю, что там сложный механизм, рассказываю обо всех деталях. Но ему сразу все понятно. С папой спорить на тему футбола бесполезно. Он расскажет, что правильно, пуще любого болельщика, но я как его сын беру огонь на себя (смеется).
– Сейчас РФС ведет политику открытости судей. Многие опытные арбитры против такого, утверждая, что основные участники футбольного матча – это игроки. Но молодым судьям наверняка хочется больше внимания. Как ты к этому относишься?
– Я согласен с позицией наших взрослых товарищей. Судья – это тот человек, который приезжает, спокойно делает свое дело и уезжает. Чем меньше о нас говорят, тем лучше мы отработали.Об открытости мне говорить трудно. Не хочется, чтобы звонили каждый день и спрашивали о каждом моем решении. Но открытость нужна для регионов. Например, я из Карелии. Моя история может послужить хорошим толчком для местных ребят.
Чтобы в стране был футбол, нужны футболисты, но чтобы состоялся матч обязательно нужен судья. А если арбитров постоянно будут припечатывать в прессе, то какой нормальный человек захочет стать судьей?
– В какой момент ты узнал, что есть такой Владимир Петтай?
– Я отсудил ту товарищескую игру, о которой говорил вначале. Мне тот же тренер говорит: «Артур, давай попробуем посудить первенство города. Будешь ассистентом». Мне давали назначения примерно раз в две недели. Помню я приехал на стадион «Машиностроитель», и мы выходим судить «Арарат» – «Пряжа». Петтай приехал посмотреть ту игру. Я знал, что в Петрозаводске есть судья РПЛ, видел его фотографии, помню дедушка говорил, когда смотрели футбол по телевизору: «О, это же наш Петтай».После матча он подошел ко мне и завязалось общение. Петтай сказал: «Думаю, у тебя получится». Спустя время мы начали вместе тренироваться два-три раза в неделю. Раньше все было проще и по-доброму.
Когда мне стукнуло 17 лет, мне Леонидович говорит, что будет финал чемпионата Республики Карелия. Играют команда из Сегежи и «Автоспецтранс». В тот год за Сегежу играл Александр Селенков, он сейчас тренер в Академии «Зенит». Я говорю Леонидовичу, мне страшно, тут дяденьки, похоже, за деньги играют, не рано? Он считал, что нет. И я поехал на игру. На ответственности и волнении реально хорошо отработал.
По Карелии Владимир Леонидович занимался назначениями, и он отправил меня на игру в Лоухи, надо было ехать на поезде. Один я поехать не мог – со мной поехал папа. Представляешь, на поле коровы ходят. Я вообще не понимал, что происходит. Папа садится на скамейке, открывает протокол. Говорит, надо заполнить, ты не помнишь? А я вообще все забыл. Тут уже команды подошли, и вот он спрашивает, кто играет, заполняет протокол. Коров разогнали, я отсудил игру. Обрывочные воспоминания, но помню, что все по-доброму было. Хороший опыт.
– Как долго занял путь до РПЛ?
– С 2012 года я шел. Не могу сказать, что я суперталантливый. Мы все любим футбол. Я отдаюсь своему делу. Если я в чем-то не тяну, то пытаюсь это исправить.– Хотелось бы дебютировать в РПЛ всей бригадой из Петрозаводска?
– Выбирать не приходится. Конечно, очень хотелось бы отработать всей петрозаводской бригадой. Тогда бы сбылась мечта. Но дебюта в РПЛ тоже очень жду. Отработать матч своей командой мы еще успеем.
Фото: РФС
Читайте также
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»